Защитник прав человека РА Арман Татоян выступил с заявлением, в котором говорится:
«Дорогие соотечественники!
Обращаюсь ко всем вам как Защитник прав человека Армении, на котором лежит конституционная обязанность защищать ваши права и свободы.
Да, сегодня главный вопрос - это вывод азербайджанских военнослужащих из Гегаркуника, Сюника (речь не только об оккупации с мая 2021 года), из наших сел и с дорог - это основная гарантия защиты прав нашего населения. И это не объявление в "воздух".
Реален ли такой подход? Да, но действовать надо быстро и целенаправленно, не упустить и не свести на нет возможность, а потом сказать, что это нереально.
Например, когда азербайджанские вооруженные силы перекрыли дорогу Горис-Капан, почему мы сразу не обратились в Европейский суд по правам человека и тогда можно было также поставить вопрос о промежуточной мере по удалению оттуда азербайджанских ВС?
Но что мы сделали? Мы свели на нет эту возможность политическими заявлениями о том, что альтернативные дороги прекрасны, что нарушения прав человека игнорируются, что «как хорошо и безопасно жить в Сюнике», «это их территория, мы ничего не можем сделать». Более того, мы еще можем обратиться в ЕСПЧ со специальной целью вывода азербайджанских вооруженных сил и защиты прав наших приграничных жителей.
Или почему мы до сих пор не инициировали, например, миссию спецдокладчика ООН по расследованию нарушений, который пришел бы, зафиксировал нарушения, а мы бы воспользовались этим для вывода азербайджанских вооруженных сил? Тогда как так получилось, что на основании предложения Защитника прав человека РА ПАСЕ в резолюции от 27 сентября 2021 года закрепило идею демилитаризованной зоны.
Почему некоторые наши чиновники отделяют от человека безопасность, его права и обсуждают все с военно-политической точки зрения?
Так что вопрос безопасности и прав человека настолько важен, что каждую возможность, большую или маленькую, нужно использовать по назначению, а не делать реалистичное решение нереалистичным из-за всеобщих сомнений: фактов достаточно для правильных шагов.
Легко ничего не делать, игнорировать или отрицать факты нарушений, а потом говорить, что это нереально», — написал Татоян.