Вице-премьер РФ Алексей Оверчук в очередной раз открытым текстом констатирует то, что давно очевидно: Армения не может бесконечно долго оставаться одновременно в орбите и ЕС, и ЕАЭС.
На этот раз, однако, заявление сопровождается весьма конкретным экономическим сигналом: резким спадом армяно-российского товарооборота и растущей осторожностью российского бизнеса в отношении Армении.
С 12,4 миллиарда долларов до около 6 миллиардов — это не просто статистика спада.
Это политический месседж, свидетельствующий о том, что Москва рассматривает внешнеполитические маневры Армении не в теоретической, а в практической плоскости.
Никол Пашинян отмечает, что «момент выбора еще не настал».
Однако реальность такова, что внешнеполитические шаги власти уже предполагают выбор — без публичного принятия политической ответственности за него.
О евроинтеграции говорится как о пути спасения, однако отсутствуют и четкая стратегия, и дорожная карта, и общественный консенсус.
Более того, все это происходит в условиях, когда даже в стратегии национальной безопасности США присутствуют жесткие оценки относительно нынешнего состояния ЕС и его перспектив.
То есть Армения пытается ориентироваться на систему, будущее которой само по себе не вполне ясно.И здесь возникает главный вопрос: является ли так называемая «европейская повестка» властей долгосрочной государственной стратегией или же внутриполитической технологией для получения дивидендов на антироссийской почве?
Армения не может бесконечно оставаться в стратегической неопределенности.
Момент выбора волей-неволей приближается, и цена ошибочного, непросчитанного решения может быть оплачена не за счет власти, а за счет государства.
Политолог Сурен Суренянц