Иран прилагает максимум усилий для того, чтобы противостоять продвигаемому Турцией проекту обеспечения тюркского стержня в регионе. Подобной точки зрения придерживается иранист Гарик Мисакян.
По его словам, на фоне ирано-азербайджанского обострения Тегеран на всех уровнях стал заявлять от том, не примет изменения границ в регионе. «В иранских СМИ была информация о наличии угрозу вооруженного вторжения в Сюник, которая была пресечена подобными заявлениями иранских правящих кругов», - заявил он. Мисакян уверен, что Иран обязательство вмешается, если будет угроза «изменения армяно-иранской границы». Он отметил, что с соответствующими заявлениями выступили также высокопоставленные иранские военные.
Комментируя вопрос о том, как отнесется Иран к разблокированию транспортных коммуникаций в регионе в «логике транспортных коридоров», Мисакян отметил, Иран негативно относится к подобному сценарию в, поскольку на практике это будет означать закрытие армяно-иранской границы. «Даже когда на определенный период было остановлено движение на участке Горис-Капан это фактически означало закрытие границы, поскольку это единственная дорога, связывающая страны. Иными словами, когда речь идет о недопущении изменения границ, имеется в виду не только линия границы», - заявил иранист.
Армения, считает он, должна продолжить наращивать свои взаимоотношения с Ираном и Россией, поскольку именно эти страны могут оказать содействие Армении. «И они это будут делать не за “красивые глазки” Армении, а с учетом своих интересов, поскольку Сюник сегодня превращен в точку столкновения геополитических интересов, и правильное использование этого может обеспечить определенные преференции Армении с точки зрения укрепления позиций Сюника», - заявил иранист.
Он подчеркнул, что Иран видит проблему не только по части Сюника, а в целом пытается противостоять продвигаемому Турцией тюркскому стержню. «Самым большим желанием Анкары является этот коридор, который даже называют туранским коридором. Иран стремится посредством ужесточения риторики и демонстрации силы на дипломатическом уровне достичь пресечения этих действий», - заявил Мисакян.