Омбудсмен Армении Арман Татоян не видит связи между принятым в 2010 году законом «Об административно-территориальном делении Армении» и сложившейся сегодня ситуацией на границе. Напомним, что действующие власти приводят факт принятия этого закона в качестве обоснования для нынешнего перемещения войск.
Татоян отметил, что закон касается административного деления внутри страны, а не государственной границы. Вопросы государственной границы – определение понятий приграничной зоны (5 км от границы) или пограничного слоя (1 км от границы), закрепляется законом «О государственной границе Республики Армения».
В целом, по оценкам омбудсмена, в свете создавшейся ситуации необходимо сформировать зону безопасности. По его словам, это позволит не только восстановить попранные права проживающих в приграничных районах граждан Армении, в том числе и права социально-экономического характера: право на использование пастбищ, право на возделывание земли и проч.
«Это предполагает, что военнослужащие Азербайджана, вооруженные люди, азербайджанские флаги и знаки, должны быть убраны с этих территорий, чтобы обеспечить нормальную жизнь наших граждан, потому что эти флаги и знаки также являются атрибутами устрашения населения, а также поводом для обеспечения дислокации азербайджанских военных», — отметил он.
Татоян отметил, что из-за присутствия азербайджанских военных многие жители избегают использовать дороги: Горис-Шурнух, Капан-Чакатен-Срашен-Шикахох, в особенности в ночное время. Татоян отметил, что представил анализ сложившихся послевоенных реалий в международные структуры и предложили этот вариант решения проблемы. «Мы были свидетелями поимки и избиения пастуха, было очень много случаев, когда крупный рогатый скот переходил на их территорию и вернуть потом не было возможности», — заявил он.
«В основе определения границ должны лежать права человека», — заявил он. Татоян отметил, что азербайджанские войска оказались в Сюнике в результате проводимой Азербайджаном геноцидальной политики и военной агрессии. «Никто меня не сможет убедить в том, что создавшаяся ситуация нормальна с точки зрения прав человека», — заявил он.