Спустя полгода после 44-дневной войны в Карабахе глава МИД России Сергей Лавров впервые посетит Ереван и Баку. Его визиту предшествовало заявление лидеров России и Франции Владимира Путина и Эмануэля Макрона о возобновлении усилий в рамках Минской группы по Карабаху, что фактически означает реанимацию данного формата, находящегося в полумёртвом состоянии после войны. Основными темами обсуждения в ходе регионального визита Лаврова, как считают эксперты, станут проблема минных полей на территориях Карабаха, перешедших под контроль Баку, возвращение удерживаемых в Азербайджане армянских военнопленных и открытие транспортных коммуникаций.
В то же время необходимость реанимации деятельности МГ ОБСЕ свидетельствует о том, что и после войны карабахский конфликт никуда не исчез, в дипломатических кругах еще долго будут говорить о будущем этого региона.
Запланированные на 5-6 мая и 10-11 мая рабочие визиты главы МИД России Сергея Лаврова в Ереван и Баку, судя по официальным заявлениям, нацелены на продвижение мирного процесса по карабахскому конфликту, запущенного практически сразу после приостановления боевых действий специальным заявлением, принятым Ереваном, Москвой и Баку 9 ноября прошлого года. Повестку переговоров Лаврова в Ереване и Баку в ходе недавней пресс-конференции лаконично озвучила представитель МИД России Мария Захарова: «В ходе визита приоритетное внимание будет уделено практическим аспектам реализации заявлений лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября прошлого года и 11 января текущего года».
Именно практическая реализация отдельных пунктов, упомянутых Захаровой заявлений, в частности касающихся возвращения военнопленных и деблокирования транспортных коммуникаций, усложнилась из-за противоречий Еревана и Баку.
Ереван требует возвращения удерживаемых Азербайджаном всех армянских пленных, количество которых, по данным армянской стороны, доходит до 200. В Баку же утверждают, что их «арестовали уже после войны под Гадрутом, и посему они диверсанты, а не военнопленные». Москва выступает за возвращение военнопленных по формуле «всех на всех». Ожидания Баку от визита Сергея Лаврова, как заявил в беседе с VERELQ политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян, касаются передачи азербайджанской стороне карт минных полей на территориях Карабаха, перешедших под контроль Азербайджана в результате войны и разблокировки транспортных коммуникаций, под которой азербайджанская сторона понимает исключительно открытие так называемого «зангезурского коридора», хотя об этом в принятых послевоенных документах ничего не говорится.
Ереван представляет разблокировку иначе, делая акцент на возобновление региональных транспортных коммуникаций, правовое регулирование которых, по словам вице-премьера Армении Мгера Григоряна, будет осуществляться в рамках правовой базы стран СНГ, международных соглашений и конвенций, участником которых является Армения.
Разблокировкой транспортных коммуникацией занимается специальная рабочая группа на уровне вице-премьеров Армении, России и Азербайджана Мгера Гриогоряна Алексея Оверчука и Шахина Мустафаева. И на этом поприще не все гладко. Работа в этом направлении начала отставать от утвержденного графика - рабочая группа до 1 марта 2021 года должна была представить для утверждения на высшем уровне перечень и график реализации мероприятий по восстановлению имеющихся и сооружению новых объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для международных перевозок через Азербайджан в Армению и наоборот.
«Мы планировали опубликовать доклад до 1 марта, однако не получилось, поскольку была необходимость в дополнительных экспертных работах», - сказал 24 марта в ходе правительственного часа в парламенте вице-премьер Армении Мгер Григорян.
«Дело в том, что представления о разблокировке транспортных коммуникаций в регионе у Еревана, Москвы и Баку – разные, - объясняет Александр Искандарян. Задачи сторон вообще в нынешней ситуации разные, однако есть общая, так сказать зонтичная задача для всех – каким-либо образом продолжать переговорный процесс вокруг карабахской проблемы для того, чтобы что-то делалось кроме остановки огня. Ведь трёхстороннее заявление – это не договор о мире в регионе, там говорится о приостановке огня, а также внедрены некоторые гарантии о его не возобновлении в виде миротворцев».
За послевоенное время накопились вопросы к Москве и в Азербайджане. Президент Ильхам Алиев открыто выражает недовольство по отношению к Москве, раскручивая тему «примененных в Шуши ракет российских систем «Искандер-М»». В Баку также недовольны тем, что армянские войска продолжают оставаться в Карабахе. Здесь Азербайджан действует более тактично, поднимая эту тему на уровне придворных политологов и экспертов.
В сложившейся ситуации, считает Искандарян, Россия, как главный спонсор мира в Карабахе, пытается как-то продвигать процесс, обеспечивая его продолжительность. В эту конъюнктуру укладываются и усилия России и Франции по активизации работы Минской группы ОБСЕ, о чем лидеры двух стран договорились недавно. «Все это свидетельствует о том, что карабахская проблема никуда не делась. Она как была так и есть, хоть и с меньшим населением и меньшей территорией», - сказал политолог Искандарян, по словам которого карабахской проблемой в настоящее время «никто не занимается». «Делаются попытки по открытию дорог, требуют карты минных полей, пленных, а собственно проблемой Карабаха, вопросами будущего этой республики никто не занимается. В связи с этим есть нужда, чтобы об этом говорить в каком-то формате», - пояснил он.
Подходы Армении и Азербайджана разнятся и в вопросе реанимации работы Минской группы ОБСЕ. Баку считает конфликт решенным и говорит о необходимости заключения мирного договора. Ереван же, наоборот, заинтересован в активизации усилий Минской группы ОБСЕ, настаивая на необходимости обсуждения статуса Карабаха на этой площадке.
«Наша цель вернуть усилия по урегулированию карабахского конфликта в рамки Минской группы ОБСЕ. Надеемся в скором будущем получится активизировать работу сопредседателей МГ ОБСЕ», - передали точку зрения Еревана источники VERELQ в правительстве Армении.
С учетом позиции Баку, как считает Искандарян, реанимация работы Минской группы ОБСЕ в настоящее время задача не из легких. «Думаю, что этому будет предшествовать подготовительная работа. Сразу делать это не получится, ибо Баку будет препятствовать», - считает эксперт, повторив, что формат МГ ОБСЕ будет заниматься, скорее всего, будущем Карабаха и его статусом. «Однако вопросами безопасности, пленных, разблокировкой коммуникаций и минных полей будет по-прежнему заниматься Россия, по той простой причине, что в Карабахе находятся ее миротворцы», - заключил Искандарян.
Подготовил Аршалуйс Мгдесян