Президент Азербайджана Ильхам Алиев явно начинает паниковать. По мере углубления карабахской войны, а главное с переходом карабахцев к партизанскому сопротивлению, ситуация становится для него все более непредсказуемой, а речи из-за этого все более нервными и циничными. Как говорится в азербайджанской поговорке, сесть на ишака - одна проблема, а сойти с него - совсем другая.
Похоже, Алиев уже не прочь остановить весь этот кошмар, который сам же и заварил с подачи своего закадычного друга Реджепа Тайипа Эрдогана, но такой эксклюзивной возможности у него нет. "Карабахский ослик", на спину которого забрался азербайджанский лидер, несется под горку со всех ног. Масштабный вооруженный кризис в регионе, в случае пролонгации еще как минимум на два месяца, может погубить и его самого, и Азербайджан как государство.
Уже сегодня внутри Азербайджана все отчетливее начинает обретать форму угроза финансово-экономического коллапса (особенно среди элиты), что на фоне увеличивающегося со скоростью геометрической прогрессии количества шехидов, ничего кроме дестабилизации вызвать не может.
Так или иначе, как и рассчитывал Эрдоган, Азербайджан получил на месте замороженного конфликта с перспективой мирного разрешения открытую зону боевых столкновений, направленный своим острием на Баку "новый Идлиб". Однако второй части замысла Эрдогана - встать наряду с Россией гарантом безопасности в этой "зоне" - похоже, осуществиться не суждено. Россия не спешит допускать Турцию к своему "мягкому подбрюшью". Москва явно играет сдерживающую роль, прикрывая армянские тылы и позволяя армянской стороне оказывать продолжительное ожесточенное сопротивление, лишая Алиева возможности осуществить блицкриг.
Сейчас Ильхам Алиев настойчиво призывает прекратить огонь, но понимает, что без заключения всеобъемлющего соглашения с Арменией вернуть жизнь в Азербайджане в мирное русло ему не удастся. Но, как заявляет Ереван, капитуляции одной из сторон, то есть Карабаха, не будет. А единственная возможность остановить войну - это признать независимый статус Арцаха. Иначе войну остановить невозможно, поскольку существует огромный риск новой эскалации.
Но сделать это - признать статус Арцаха - в сложившейся ситуации равнозначно для Алиева "падению с ослика", со всеми вытекающими последствиями.
Между тем, международная реакция становится для Алиева невыносимой. Все три сопредседателя Минской группы ОБСЕ, наделенные мандатом посредника в карабахском переговорном процессе, резко осудили попытки Баку решить проблему военным путем. Кандидат в президенты США Джо Байден однозначно заявил, что США не примут результаты попытки силового решения проблемы. Год за годом международные посредники предостерегали Баку и заявляли о недопустимости агрессивных планов Азербайджана, но Ильхам Алиев открыто нарушил данный принцип неприменения силы против самоопределившейся в рамках демократических процедур Республики Арцах.
Международное сообщество отдает себе отчет в том, что Алиев никогда всерьез не стремился к мирному диалогу и консенсусу на его основе, а закупал оружие и готовил силовой блицкриг. Алиев на протяжении последних лет выдвигал совершенно варварские версии относительно ареала обитания армянского народа, прекрасно зная, что ареал этот сильно видоизменился именно в связи с геноцидальной политикой его турецких собратьев. Алиев не мог реально стремиться к миру с армянами и одновременно выдвигать претензии на столицу Армении - Ереван.
Сегодня очевидно, что новая администрация США будет проводить в отношении Алиева и его турецкого собрата Эрдогана довольно жесткую политику. Американцы будут позиционировать карабахский конфликт, как армяно-турецкий. После неминуемого в случае избрания Байдена президентом США признания Геноцида армян 1915 года, руки Алиева в глазах американцев мгновенно окрасятся в тот же цвет, что и руки Талаат-паши. Что касается Турции, то американским демократам придется избавляться от Эрдогана даже в том случае, если это приведет к расчленению этой страны. Для Эрдогана крах в Карабахе, потеря Азербайджана станут фатальными ударами. Османский султан такого позора не переживет.
Однако вернемся к событиям последних дней. От азербайджано-турецкого тандема всегда надо ждать провокаций, но, казалось, причем не без основания, что Эрдоган с Алиевым станут несколько более покладисты после третьего соглашения о гуманитарном прекращении огня, достигнутого дипломатами в США. Однако Ильхама Алиева с утра 26 октября разнесло. Говорил он нервно. И уже в который раз повторил, что пойдет «до конца» в карабахском вопросе, хотя на него сильно давят…
И давят надо сказать со всех сторон Одним из последних можно считать заявление зампреда комитета Госдумы РФ по делам СНГ Виктора Водолацкого о том, что Москва передала Баку данные о террористах-наемниках, воюющих на стороне Азербайджана. Напомним, ранее Эрдоган и Алиев рвали на себе тельняшки, утверждая, что все это одни слова, и им не представлено никаких фактов, подтверждающих эти обвинения. Эрдоган даже советовал Макрону лечиться в психушке, "когда кажется", а Алиев утверждал, что на стороне Арцаха воюют курды из РПК, а Армения намерена обстрелять трубопроводы и лишить мир азербайджанской нефти и газа.
«Когда выступал Сергей Нарышкин, то у него были и аэрофотосъемки передвижения, и задокументированные факты, и убитые сирийские террористы, у него должны быть документы, и любое высказывание должно подкрепляться материалами, тогда это будет выглядеть естественно», - так прокомментировал свои утверждения Водолацкий, отметив, что если соответствующие структуры Азербайджана не проинформировали Алиева о предоставленных Нарышкиным данных, то они «выступают не на стороне своего президента, а играют какую-то непонятную нам свою закрытую игру».
Между тем отбиваться от различных обвинений Алиеву становится все труднее, у него нет в этом плане опыта Эрдогана, который к статусу душегуба уже привыкший и совсем не прочь разделить его с лидером части той же нации, но другого государства. К тому же, Алиеву выгодно остановиться именно сейчас, когда он добился некоторых успехов на юге, на равнине, где многократное преимущество Азербайджана в живой силе и технике над Армией обороны Арцаха все-таки сказалось. Но по факту, несмотря на помощь Анкары и наемников, Алиев уже месяц воюет только на подступах к населенным пунктам собственно Нагорного Карабаха.
Перед Алиевым все чаще будут ставить вопрос о том, не пора ли прекратить гробить жизни своих граждан, если есть возможность компромиссного решения. По последним данным армянской стороны, потери Азербайджана в живой силе достигают порядка 6 тысяч военнослужащих. Сколькими еще может пожертвовать Ильхам Алиев ради превращения Карабаха в "Идлиб" на свою же собственную голову?
Стоила ли игра свеч, стоило ли Ильхаму Алиеву идти на поводу у своей «безумной мечты», если на переговорном столе мало что изменилось? Если, например, Владимир Путин ранее на Валдайском форуме напоминает о Геноциде армян 1915-го года, о «жестоких преступлениях» против армян в Сумгаите и Нагорном Карабахе, говорит о том, что причиной конфликта был вовсе не территориальный спор и, что, если 30 лет переговоров не увенчались успехом, «это не означает, что надо стрелять» …
В случае сохранения режима прекращения огня, 29-го октября в Женеве при посредничестве сопредседателей Минской группы начнется очередной раунд переговоров по комплексному урегулированию карабахской проблемы.
Но вряд ли Ильхаму Алиеву есть основания надеяться на что-то большее, чем на известную схему, которую в последний раз озвучил глава МИД России Сергей Лавров 14-го октября: «поэтапное постепенное освобождение районов вокруг Карабаха при соблюдении гарантий безопасности Карабаха и при обеспечении, до того, как будет определен окончательный статус Карабаха, надежной связи между Арменией и Карабахом».
Однако, не будем забывать, что дьявол, как всегда, в деталях.
ИАЦ «VERELQ»