VERELQ представляет обзор прессы дня.
Газета «Грапарак» пишет: «Сегодня в 11:00 в резиденции Кентрон суда общей юрисдикции Еревана будет рассмотрено ходатайство следователя СНБ о задержании лидера ППА Гагика Царукяна. Судя по тому, что дело будет рассматривать судья Мнацакан Мартиросян, который послушно выдает санкции на арест каждого, можно предвидеть, что наша информация об аресте Гагика Царукяна может стать реальностью. Мартиросян имеет репутацию исполнителя заказов власти по резонансным политическим делам. Он стал более известен общественности по расследованию «дела семерых» после 1 марта, а затем и по делам Никола Пашиняна и активистов АНК - по всем делам были вынесены обвинительные приговоры. Тот же Мартиросян вынес решение об аресте Манвела Григоряна, приговорил одного из сторонников Роберта Кочаряна на три года лишения свободы. В свое же время он освободил телохранителя Кочаряна Куку от отбывания наказания, приговорив его за убийство, совершенное в кафе «Арагаст» к символическому условному сроку заключения».
Газета «Грапарак» пишет: «Власти Армении любой ценой пытаются организовать в начале октября встречу Мнацаканян – Помпео. Как выясняется, что Никол Пашинян очень тяжело переносит отсутствие армяно-американских встреч на высшем уровне и поручил министру иностранных дел Зограбу Мнацаканяну сделать все возможное для встречи с государственным секретарем США Майком Помпео. Мобилизованы силы МИД, посольства Армении в Вашингтоне, армянских лоббистов и общины, чтобы устроить эту встречу. Более того, посольство Армении наняло американских лоббистов, чтобы организовать встречу с госсекретарем США и платит им крупные суммы из госбюджета. Один из них – бывший сенатор, 97-летний Боб Доул».
Газета «Грапарак» пишет: «23 сентября, в Конституционном суде состоится процедурное заседание, в повестке которого вопрос избрания председателя и заместителя председателя КС. Председателем КС может быть избран каждый из девяти судей КС в порядке самовыдвижения или выдвинутый из состава судей КС. Пока неясно, кто будет избран председателем Конституционного суда. Согласно статье 19 закона «О Конституционном суде», председателем КС может быть избран кандидат, получивший две трети голосов от общего числа судей Конституционного суда, что составляет 6 голосов. А в случае, когда выдвинут один кандидат, он избирается большинством голосов от общего числа судей Конституционного суда, то есть 5 голосов. Может возникнуть неожиданная ситуация, поскольку ни один из судей вроде не стремится к шести или пяти голосам, поскольку Грайр Товмасян и Аревик Петросян могут не отдать свои голоса никому, и вообще не участвовать в голосовании, считая процесс нелегитимным. А парочка Ваге Григорян – Армен Диланян не очень дружна с тремя новоизбранными судьями. С другой стороны, Ерванд Хундкарян командирован в Конституционный суд с предусловием, что станет председателем КС. Не исключается, что в первом туре выборы не закончатся, дадут возможность выдвинуться и Диланяну, и Хундкаряну. Тем самым будет создана также видимость демократических выборов: во втором туре кандидат, получивший меньшее число голосов выбывает из борьбы, а другой избирается 5 голосами. А если не удастся избрать и во втором туре, то, согласно закону, через 10 дней состоятся новые выборы».
Газета «Паст» пишет: «19 сентября президент Армен Саркисян, принимая за основание предложение премьер-министра Никола Пашиняна, наградил медалью «Мхитар Гош» группу работников системы здравоохранения за вклад в дело предотвращения, контроля, организации и координации лечения коронавирусной инфекции в Армении. Примечательно то, что среди награжденных нет ни одного медработника инфекционной клинической больницы «Норк», которая с первых дней пандемии взяла на себя все бремя борьбы с коронавирусом. По сведениям издания, это в первую очередь обусловлено личными мотивами. Дело в том, что предложение о награждении медработников представляет премьеру министр здравоохранения, а министр Арсен Торосян относится к этой клинике, мягко говоря, нехорошо. Об это достаточно красноречиво говорят как процесс объединения Национального центра профилактики СПИДа с инфекционной клинической больницей "Норк", вызвавший большой шум, так и история с отставкой директора инфекционной больницы Мгера Давидянца и его разъяснения».
Газета «Голос Армении» пишет: «В Нью-Йорке 21 сентября открылась сессия Генеральной ассамблеи ООН, в тот же день организация отмечала 75-летие своего основания. По этому случаю лидеры государств-членов записали и озвучили на следующий день видеообращения, высказав свои мысли относительно дальнейшего развития ООН и решения глобальных проблем. Говорили в основном о необходимости реформирования всемирной структуры с целью более результативного реагирования на вызовы, о необходимости устранения разъединительных линий и наращивания взаимопомощи и сотрудничества особенно в условиях пандемии коронавируса. На этом фоне резко выделялось одно выступление - президента Азербайджана Ильхама Алиева, который в очередной раз использовал трибуну ООН, причем юбилейную, для того, чтобы обрушить на Армению весь список смертных грехов, пожаловаться на "оккупацию", напомнить об "1 миллионе беженцев" и пр. Все было бы привычно (хотя и странно с учетом общего тона выступлений), но Алиев еще и обвинил Армению в срыве переговоров и подготовке "новой агрессии против Азербайджана". То есть вписал старые пропагандистские трюки в контекст новой информационной политики, осуществляемой и наращиваемой Баку совместно с Анкарой, цель которой, как неоднократно отмечали армянские эксперты, - подготовка масштабной военной агрессии против армянского народа.
Эта новая информационно-пропагандистская кампания, слишком явно напоминающая артобстрел перед боевыми действиями, ведется все последние месяцы, начиная практически с июльского поражения Азербайджана в Тавушском направлении. Взвинчивание милитаристской риторики идет параллельно со все более оголтелыми обвинениями Баку и Анкары в адрес Армении, сопровождаясь грубыми и массированными информационными вбросами. Причем, как отмечают эксперты, на сей раз речь идет отнюдь не о войне за несколько районов и даже не за весь Арцах. Слишком очевиден геополитический аспект в действиях Анкары, перешедшей к реализации своих не завершенных век назад планов по захвату всего ареала исторического обитания армянского народа. Столь же очевидно, что сыплющий угрозами и сотрясающий кулачками Алиев - всего лишь орудие для осуществления глобальных планов Турции. 21 сентября Алиев заявил о том, что переговоры "фактически не идут" и он не собирается участвовать в переговорах "ради имитации". Он также раскрыл суть лифтовых договоренностей - унизительных для Армении в алиевской интерпретации, обвинив Никола Пашиняна в том, что тот якобы не сдержал своих обещаний.
На следующий день последовало видеообращение для ООН со всем указанным выше набором пропагандистской лжи и хамских обвинений. Затем поспело подкрепление из Анкары: министр ИД Турции Чавушоглу призвал Армению "одуматься" и "прекратить атаки на Азербайджан". Практически все серьезные и авторитетные эксперты по вопросу Арцаха и аналитические центры бьют тревогу, заявляя об опасности ситуации для армянских государств и о необходимости предпринимать шаги с целью обеспечения безопасности Армении и Арцаха. Что же делает политическое руководство Республики Армения? Никол Пашинян молчит. Его выступление для ООН больше напоминало философский трактат, вальяжно изложенный лидером нейтрального государства, которое автономно существует в мире потенциальной опасности всему человечеству. Не было внятно и четко сказано о той ситуации постоянных угроз, в которой находятся два армянских государства, об открытых угрозах со стороны Турции, о нескрываемых военных приготовлениях двух турецких государств, о том массиве лжи, которую они без конца озвучивают в адрес Армении, об опасности турецкой политики не только для армянского народа, но и для всего Большого региона.
За два прошедших дня Пашинян ни словом не обмолвился об откровениях Алиева насчет лифтовых договоренностей и о том, что, по словам президента Азербайджана, он нарушил данное последнему обещание. В принципе обо всем этом экспертное сообщество догадывалось давно, но одно дело - догадки, и совсем другое - публично высказанные обвинения в адрес главы государства. Но Пашиняна, судя по всему, это не задело и не оскорбило. Он молчит, давая общественности право считать, что все сказанное Алиевым - правда. Тайна "душанбинского лифта" открыта, и эта "тайна" оказалась унизительной для премьера. Пашинян и его команда настолько безалаберны в вопросах внешней политики, в частности, Арцахского урегулирования, и настолько тактично относятся к «образованному» Алиеву, что даже не догадались использовать сказанное им в свою пользу. Дескать, вот как ловко я, тогда еще совсем новичок в большой политике, утер нос многоопытному монстру. Как отреагировал на опусы Алиева министр ИД Зограб Мнацаканян? О, это вообще уникально, универсально и даже не политически романтично. Выяснилось, что заявление Алиева было "очень эмоциональным", потому Мнацаканян отказался его комментировать. И все! Правда, потом он попытался несколько сгладить впечатление и… повторил заученно-заезженную фразу о том, что "Армения выступает за мирное урегулирование и готова к переговорам". Для большей ясности уточним: лидер страны-агрессора, президент преступного государства и его турецкий брат и, главное, подельник обвиняют Армению в срыве переговоров, в подготовке "новой агрессии" против Азербайджана и не скрывают при этом усиленного вооружения и подготовки совместных военных действий против страны - члена ООН и ОДКБ. А из Еревана доносится непонятное, простите, блеяние об излишней "эмоциональности" и готовности к мирному решению проблем.
Далее слово предоставили парламентскому недорослю - вернее, одному из них, подвизающемуся на внешнеполитической ниве, но явно не способному генерировать ни единой вразумительной мысли. Каюсь, в прежних своих материалах не раз призывала депутатов от правящей фракции хотя бы иногда высказываться об актуальных проблемах страны, ибо парламент все-таки, как ни крути, - орган политический, а вовсе не только "кнопконажимательный". Накликала: Рубену Рубиняну поручили заговорить. И сей молодой человек, усиленно изображающий из себя серьезного политика, вроде как что-то сказал. Но лучше бы он этого не делал, ей-богу…
На вопрос, чем обусловлена пассивность переговоров, Рубен Рубинян, согласно СМИ, ответил так: "На этот вопрос нет однозначного ответа, это итог контекстов, поэтому мы имеем то, что имеем". После чего заявил, что есть два варианта урегулирования конфликта: "Либо этот конфликт будет решен в приемлемом для народов Армении, Арцаха и Азербайджана варианте, либо не решится". Помимо многократно отмеченной нелепости этой фразы как тут не вспомнить другое печально-знаменитое пашиняновское высказывание: "Либо я буду варчапетом, либо у Армении не будет варчапета вообще"… Политологи уже давно констатируют: армянская дипломатия находится в ступоре и не способна адекватно реагировать на опаснейшие вызовы. Беззубость официального Еревана очевидным образом прямо пропорциональна разнузданности и хамству Алиева и его анкарских хозяев: чем громче осмеливается угрожать Армении бакинский диктатор, получивший в июле очередной болезненный щелчок по своему выдающемуся носу, тем необъяснимо мягче и деликатнее реакция Еревана. Полное впечатление, что Пашинян и беспрекословно вторящий ему карьерный дипломат - глава МИД боятся ненароком обидеть бакинского диктатора соразмерным по жесткости ответом. Оставлять право на несоразмерный ответ армянской армии, наверное, тоже можно считать вариантом реакции. Вместе с тем подобный подход следует однозначно расценить как подтверждение мнения об отсутствии в Армении дипломатии у тех, кто, собственно, и обязан быть носителем и реализующим ее (дипломатию) официальным представителем государства".