Что стоит за очередным обострением на армяно-азербайджанской границе и насколько велика вероятность перерастания его в масштабный военный конфликт?
На этот вопрос ответил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью газете «Труд».
По его словам, пограничный конфликт 12–16 июля с. г. стал вторым наиболее масштабным (после апреля 2016 года) нарушением подготовленного при нашем посредничестве Соглашения о прекращении огня 1994 года.
«Впервые за последние 26 лет высокоинтенсивные боестолкновения с использованием полевой артиллерии, минометов и ударных беспилотников проходили не на линии соприкосновения в Карабахе, а непосредственно на участке госграницы между Арменией и Азербайджаном», - отметил он.
Лавров уверен, что к конфликту привел целый комплекс причин, но в основе, разумеется, нерешенность карабахской проблемы, плюс «исключительная перегретость публичного пространства по обе стороны границы».
«Своего рода спусковым крючком послужил и географический фактор: решение армянской стороны реанимировать старый приграничный КПП, расположенный в 15 км от экспортных азербайджанских трубопроводов, вызвало повышенное беспокойство одних, неоправданную ответную реакцию других и в итоге запустило маховик противостояния с самыми непредсказуемыми последствиями», - подчеркнул он.
Чтобы стабилизировать ситуацию, продолжил он, 13 июля МИД России обратился к сторонам с призывом немедленно прекратить огонь, были проведены телефонные переговоры с коллегами из Армении и Азербайджана, состоялась встреча с представителями организаций, объединяющих граждан России азербайджанской и армянской национальностей.
Кроме того, российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху И. В. Попов все это время находился на прямой связи с руководством внешнеполитических ведомств двух стран.
«В результате при активном российском посредничестве вышли, хоть и не с первой попытки, на режим прекращения огня с 16 июля. В августе с. г. ситуация более-менее стабилизировалась. На границе и линии соприкосновения сохраняется относительное спокойствие. Пошли на убыль взаимные публичные обвинения. Рассчитываем на скорейшее возобновление переговорного процесса по нагорно-карабахскому урегулированию. Работаем над этим совместно с нашими партнерами по Минской группе ОБСЕ», - сказал Сергей Лавров.