Россия оперативно отреагировала на новую вспышку насилия на армяно-азербайджанкой границе, поскольку не желает войны между Арменией и Азербайджаном. У России сейчас других проблем хватает, чтобы заниматься войной между союзной ей Арменией и близким партнером Азербайджаном. Об этом в беседе с VERELQ заявил заместитель директора Института политического и военного анализа, российский эксперт Александр Храмчихин.
Военная ситуация на армяно-азербайджанской границе, в районе Тавушской области Армении и Товузского района Азербайджана, резко усугубилась. Стороны обвинили друг друга в нападении. С 13 июля ведутся артиллерийские обстрелы. Азербайджанские ВС обстреляли армянское приграничное село Чинари из минометов, также применили ударный беспилотник в направлении приграничного армянского города Берд.
По сообщению Министерства обороны Армении, в результате локальных стычек Азербайджан потерял боевой пост, который обеспечивал сообщения для опорного пункта ВС Азербайджана. Минобороны Азербайджана сообщило о четырёх погибших военных со своей стороны. Ереван указывает, что безвозвратных потерь у него нет, несколько военнослужащих получили ранения.
Из внешних игроков на ситуацию оперативно отреагировала Россия. Глава МИД Сергей Лавров уже провел телефонные переговоры со своими армянским и азербайджанским коллегами. В ходе бесед российский министр иностранных дел Сергей Лавров, в свою очередь, обратил внимание на недопустимости роста напряженности в регионе. Также он указал на то, что ситуация должна быть взята под контроль.
«Ничего уникального в обострении ситуации на границе между Арменией и Азербайджаном нет», - отметил Храмчихин, добавив, что одной из причин оперативной реакции России заключается в том, что на сей раз вспышка насилия произошла не в Карабахе, а на армяно-азербайджанской границе. «Армения союзник России в регионе. Не отреагировать на это Россия просто не могла. Москва желает погасить ситуацию и не дать ее перерасти в полномасштабные боевые действия, поскольку в противном случае ей придется выполнять свои союзнические обязательства и как-то отреагировать на новую войну. Поэтому лучше не дать конфликту перерасти в войну, чем потом заниматься новой войной. А проблем у России сейчас хватает», - объясняет Александр Храмчихин.
Судя по реакции внешних акторов (отреагировали практически все – Россия, США, Франция, Минская группа ОБСЕ, ОДКБ и европейские структуры) и существующего баланса сил в регионе, эксперт не думает, что локальная стычка на армяно-азербайджанской границе перерастет в полномасштабные боевые действия. «Конфликт не решен, Баку не доволен ситуацией. Эскалация ситуации на границе говорит именно об этом. Ничего уникального», - отметил он.
Эксперт также объяснил, почему ОДКБ, в которой состоит и Армения, сначала заявила о проведении срочного заседания своего Постоянного совета, однако затем отложила его на неопределенный срок.
«В ОДКБ помимо России состоят страны, которые неоднозначно относятся к конфликту между Арменией и Азербайджаном. Даже позиция Белоруссии тут неоднозначная, а состоящие в организации центральноазиатские сраны, можно сказать, больше симпатизируют Азербайджану, чем Армении. Так что имея внутри организации такой расклад позиций, не имеет смысла проводить заседание Постоянного совета и превращать его в площадку трений и споров», - сказал он.
VERELQ напоминает, что заседание Постоянного совета ОДКБ, о проведении которого сообщалось 13 июля, было отложено. «Проведение заседания Постоянного совета ОДКБ отложено в связи с необходимостью проведения дополнительных консультаций с государствами-членами ОДКБ для определения формата, в котором будет обсуждаться ситуация, сложившаяся на армяно-азербайджанской границе»,- сообщил в беседе с VERELQ пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов.
Аршалуйс Мгдесян