Президент республики Армен Саркисян принял эксперта по образованию Анаит Бахшян, которая обратилась к нему с открытым письмом, выразив свою озабоченность в связи с ратифицированной Национальным Собранием Лансаротской конвенцией.
До начала обсуждения конвенции президент вновь призвал граждан соблюдать анти эпидемиологические правила, надевать маски, дезинфицировать помещения.
"Я чувствую себя обязанным использовать этот повод и еще раз обратиться ко всем нашим соотечественникам, призывая соблюдать все антиэпидемиологические правила. Не хочу, чтобы кто-то из наших соотечественников подумал, что ежедневная смерть 10 людей является какой-то нормой. Нет - это не норма. Это огромное горе",- заявил президент, выразив свои соболезнования семьям погибших.
"Мы обязательно должны быть очень внимательными, очень принципиальными и дисциплинированными, делать все и более, что от нас требуется",- вновь подчеркнул он.
Президент выразил благодарность также врачам за тяжелую и преданную работу. "Хочу еще раз поблагодарить наших врачей. Независимо от того, что происходит, мы сегодня знаем, что врачи работают день и ночь, ставят под угрозу жизнь себя и своей семьи. Мы должны относиться к больницам как к бастионам здоровья, крепостям. Всем медработникам выражаю свою глубокую благодарность. Вы наши сегодняшние герои»,- заявил президент.
Возвращаясь к Конвенции и к обеспокоенности Анаит Бахшян относительно документа, президент Саркисян отметил, что у него также есть опасения.
Касаясь вопроса подписания или неподписания Конвенции, президент представил правовые процедуры, отметив, что после ратификации Национальным Собранием этого документа президенту представляется на подписание не конвенция, а принятый Национальным Собранием закон "О ратификации Конвенции". В этой связи президент имеет крайне ограниченные полномочия. Он может либо обратиться в Конституционный суд, если считает, что документ противоречит Конституции. Однако, учитывая, что Конституционный суд уже заявил, что противоречий нет, президенту остается второй вариант – подписать документ. Даже в случае неподписания президентом, он в течение нескольких дней будет подписан председателем НС и вступит в силу.
"Вы можете рассматривать конвенцию как международный закон или Декларацию принципов. Однако каждая из 47 стран, подписавших Конвенцию, имеет право исключить некоторые пункты при принятии Конвенции. В нашем случае наше Национальное Собрание не исключило определенные пункты, следовательно, Конвенция вступит в силу в первоначальном виде. После принятия Конвенции любая страна принимает ее как принцип. Однако от принципа до применения есть огромный путь. Что будет через 10 лет? Разделяю беспокойство всех. Думаю, самая важная проблема заключается в следующем, носят ли все нынешние обсуждения и беспокойство чисто эмоциональный характер и забудутся после принятия документа, как это бывало ранее. Это действительно вопрос, поскольку речь идет о наших детях, их здоровье, защите, образовании. Я не только разделяю ваше беспокойство, но и могу сказать, что мое беспокойство сильнее вашего",- заверил президент.
Президент отметил, что разные страны выбирают различные формы применения Конвенции. Есть страны, которые экспериментально практикуют ее в нескольких школах, есть страны, которые вовлекают в эти процессы родителей, есть страны, которые начинают образование с разных возрастов.
По словам президента Саркисяна, насколько бы общечеловеческие принципы ни были одинаковыми, существуют национальные, культурные особенности, которые каждая страна учитывает в ходе применения Конвенции.
Ратификацию конвенции президент счел лишь началом процесса, за которым должны последовать общественные обсуждения в связи с принятием необходимых законов, и эти законы, учитывая наши национальные ценности, должны установить необходимые регулировки, давая ответы на ряд важных вопросов.
"Есть несколько принципиальных вопросов. Прежде всего, это вопросы, которые касаются насилия и его ликвидации. Это чувствительная проблема. Наша культура такова, что очень часто люди предпочитают скрывать это. Но если в результате этого насилия начинается определенный правовой процесс, должны быть установлены такие механизмы, чтобы не подвергать ребенка дополнительному стрессу, следовательно, помимо исключения насилия, должны быть законы, правила, механизмы, которые должны быть применены для предотвращения насилия", - сказал президент.
Он подчеркнул, что должны быть разработаны законы, соответствующие учебники, программы, чтобы также обучать преподавателей.
По его словам, очень важно и то, как будут преподавать этот предмет. Очень часто преподавание должно быть индивидуальным. Очень важна роль родителей и их мнение. Конвенции четко написано о роли родителей, они имеют право выразить свое мнение. Есть страны, которые решили, что лучший способ обучения – это привлечение родителей в этот процесс.
И, наконец, образование должно быть индивидуальным, учитывая особенности каждого ребенка, его семьи, поскольку мы можем нанести травму ребенку.
У нас по теме не было ни общественных обсуждений, ни конкретных предложений, некоторые политические деятели выразили положительные мнения, но все это должно координироваться, стать законом, учебной программой",- заметил он.
Для ответа на вышеуказанные важнейшие вопросы президент отметил важность проведения общественных обсуждений и постоянного внимания всех заинтересованных кругов и отдельных лиц к проблеме.
"Вся моя обеспокоенность в том, чтобы наша энергия не ушла лишь на дебаты, а на решение основных проблем детей не хватило бы сил и желания. Необходимо разработать конкретные регулировки. Если люди говорят, что в какой-либо другой стране, где принимали эту конвенцию, не учитывали свои национальные особенности, они ошибаются",- заявил он.
Президент Саркисян предложил, чтобы Анаит Бахшян, а также все люди и организации, которые обеспокоены проблемой, инициировали бы публичные обсуждения:
"Это лишь начало пути, ратификацией документа процесс не завершится. Сегодня мы сможем показать, кто из нас действительно беспокоится о наших детях, об их образовании и их защите. При принятии каждого закона, вытекающего из Конвенции, мы должны провести публичные обсуждения. Никто не вправе смотреть на этот процесс сквозь пальцы. У нас есть ценности, которые мы должны сохранить всеми путями",- резюмировал президент.