Первая реакция людей на шок пандемии коронавируса и введённые странами жесткие карантинные меры была опустошение полок супермаркетов. Спрос на продукты первой необходимости сильно возрос.
Зерновые и бобовые продукты мгновенно сметались с полок магазинов. Многие страны столкнулись с дефицитом продовольственных продуктов. Ощутимой нехватки продовольственных товаров Армения не испытала, но для правительства страны это стало поводом серьезно задуматься о повышении уровня продовольственной безопасности.
С этой целью правительство обнулило проценты кредитов, выдаваемых фермерам в рамках государственных программ по развитию сельского хозяйства. Сельское хозяйство сначала пандемии было освобождено от карантинных ограничительных мер.
Какая ситуация сложилась в сельском хозяйстве Армении в период «коронакризиса», с какими трудностями сталкиваются фермеры, насколько эффективна программа государственного кредитования и привлекательна ли она для фермеров?
ИАЦ VERELQ продолжает серию материалов с армянскими бизнесменами, в которых они рассказывают, как реагируют на кризис, планируют ли обратиться за государственными программами помощи, и как готовятся к «посткоронавирусным» временам.
Директор компании «Аргрейн» Арутюн Мнацаканян занимается сельским хозяйством с 2010 года. Сначала он занимался перепродажей бобовых и зерновых культур, затем перешел к их выращиванию. Теперь он единолично покрывает всю цепочку бизнеса – от выращивания и обработки, до продажи продукции крупным сетям супермаркетов. Его товар идет также на экспорт.
- Как работает фермер, в данном случае вы, в условиях пандемии коронавируса?
- Звучит несколько странно и цинично, но мне в каком-то плане повезло. Так как я занимаюсь производством ржи и других зерновых культур, в условиях пандемии спрос на них сильно возрос. По моим прежним расчетам, продажа моих запасов должна была закончиться в конце июня, чтобы уже в июле я организовал сбор нового урожая для обеспечения цикла.
Однако из-за возросшего спроса моя продукция будет полностью распродана уже в середине мая. Я не мог искусственно сдерживать спрос и не продавать, поскольку долгие годы работаю с моими партнерами. В этом плане пандемия оказала положительное воздействие на темпы моих продаж, поэтому я даже не интересуюсь государственными программами помощи. Мне повезло в двойне, так как в 2019 году решил в основном выращивать рожь. Проблемы у меня появились бы, если бы производил зерновые и бобовые продукты высокого ценового сегмента, что покупают в основном рестораны. А рожь – продукция массового потребления и низкого ценового сегмента.
- Вы выиграли только в плане ускорения темпов продаж? А что на счет цены, она выросла?
- Если честно, цена должна была вырасти, но я не пошел на этот шаг. Было бы аморально воспользоваться ситуацией и взвинтить цены, как в случае гречки или чечевицы. А поскольку моя компания является одним из крупных производителей, это сдержало ожидания роста цен. Более того, крупные сети супермаркетов – «Yerevan City», «Зовк» - даже сделали акции. Они подняли цены на некоторые другие зерновые продукты, но снизили цену на рожь.
- Нуждается ли Ваша сфера в госпомощи в период пандемии или что должно делать государство для повышения самодостаточности страны в плане обеспечения продуктами первой необходимости?
- Лично я не нуждаюсь в государственной помощи. Я заработал в это время. В моем случае говорить о помощи вообще неправильно. Более того, я никогда не пользовался государственными субсидиями или другими формами помощи. Были случаи, когда град уничтожал мой урожай, однако я не просил и не требовал помощи от государства. У меня в этом плане подход очень простой, если я несколько лет подряд зарабатываю деньги, фактически не даю ничего государству, и в каком-то году из-за погодных условий несу убытки, то должен сам их покрывать.
- В таком случае, как Вы оцениваете программы государства по оживлению сферы сельского хозяйства в период пандемии? Она привлекательна для фермеров?
- Так скажу, государство предприняло и предпринимает необходимые, но не достаточные меры для комплексного развития сельского хозяйства. Это проблематично и может привести к тому, чтобы меры по развитию станут контрпродуктивными. Например, в рамках государственных программ фермерам выдаются кредиты с нулевыми процентами. Однако вместе с этим нет той комплексной и правильной политики для развития сферы. Кредитами с нулевыми процентами проблему не решить. Это касается сферы в целом.
- Давайте конкретно, что вы имеете ввиду, когда говорите о недостаточности мер по комплексному развитию сельского хозяйства?
- Речь, прежде всего, о правильном консалтинге и обучении. Фермеры должны получать четкие ориентиры и знания, что и как следует производить для повышения производительности и эффективности сферы. Наша сфера в первую очередь страдает от низкого уровня производительности. Смотрите, сейчас интерес к сельскому хозяйству резко возрос. Многие думают о том, чтоб начать бизнес в этой сфере. Государство дает кредиты под нулевые проценты сельчанам.
Сельчанин или потенциальный фермер, который берет деньги, не имея достаточных знаний и навыков, может стать жертвой обмана. Ему могут продать некачественные семена или саженцы, поскольку он их не различает. В результате урожай у него будет плохим. В следующем году, он уже будет открещиваться от сельского хозяйства. В случае садоводства ситуация вообще плачевная. Человек берет кредит, покупает у каких-то спекулянтов саженцы неизвестного качества, сажает их, 5-7 лет занимается ими, тратит средства и на седьмом году выясняется, что качество ужасное. Получается деньги потрачены впустую, сформировался долг...
- Каким видите выход из сложившейся ситуации?
- Необходимо четкая политика по комплексному развитию сферы сельского хозяйства. Продавцы семян или саженцев должны быть лицензированы, в случае необходимости государство само должно ввозить в страну качественные семена или саженцы. Начинающий фермер, который берет кредиты в рамках государственных программ, должен обязательно пройти качественный курс обучения.
Беседовал Аршалуйс Мгдесян