22.11.2024
Худший обвал со времен Великой депрессии: МВФ предлагает кредит Армении
prev Предыдущие новости

Эксперт: КРОУ не удовлетворит заявку «Газпром-Армения» на повышение тарифа на газ

Как ограничительные меры по причине коронавируса в Армении и в других странах сказались на армянской экономике? Насколько эффективны программы помощи правительства бизнесу и социально уязвимым слоям населения? Как заявка «Газпром Армения» на резкое повышение тарифа на газ скажется на армянской экономике? С чем связано повышение цен на ряд продуктов и можно ли ожидать возврата к старым ценам? На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил главный редактор издания «Армянский экономический журнал», доктор экономических наук Ашот Тавадян.
 
Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в экономике страны? И насколько сильно, по Вашему мнению, ограничительные меры и в Армении, и в других странах сказались на армянской экономике?
 
Конечно, ограничительные меры других стран оставляют определенный негатив на нашей экономике, скажем, в вопросах трансфертов из России. Такова наша ситуация с трудовыи мигрантами. Мы фактически экспортируем трудовые ресурсы. Определенное сокращение по трансфертам будет. Также ожидается сокращение в плане туризма, но это обстоятельство, не зависящее от нас. Эти вопросы регулируются не нашим правительством. 
 
Наше же правительство, в целом, делает определенные шаги. Конечно, его возможности ограничены - выбираются первоочередные шаги и делается попытка их решить. В целом, я оцениваю этот фактор положительно. Поскольку решение экономических и социальных вопросов — это тоже искусство возможного.
 
Конечно, ограничения через определенный период будут смягчены. Я думаю, что это произойдет во второй половине апреля, поскольку предприятия, различные объекты, магазины должны заработать. При этом мы естественно будем соблюдать медицинские предписания, которые врачи перед нами поставили. 
 
Это верное решение, поскольку мы должны прийти к тому, чтобы наша экономика поэтапно заработала. Я должен сказать, что, конечно, жизнь любого человека для нас очень дорога, но уровень смертности от коронавируса у нас на очень низком уровне находится. 
 
Как Вы оцениваете программы помощи правительства бизнесу и социально уязвимым слоям населения?
 
В этих условиях решаются две задачи. Первая - монетарная, вторая - фискальная. 
 
Монетарная задача – из-за того, что мы достаточно долго вели политику дорогих денег. То есть, вот это тот результат, когда при нулевой инфляции, скажем, ставка рефинансирования у нас была выше 6%, даже доходила до 8%, сейчас ее, правда, Центральный банк спустил до 5,25%. И это правильно. Больше сейчас сложно снизить, ибо в кризисных ситуациях это очень трудно сделать. В данном случае монетарное стимулирование и ведущие страны максимально используют. США до нуля опустили базовую ставку, Банк Англии спустил до 0,1% ставку рефинансирования. Это попытка стимулировать экономику и притормозить экономический спад.
 
С точки зрения же фискального момента, конечно же, ресурсы правительства ограничены. Поставлена первоочередная задача – оказать помощь малому бизнесу, предприятиям, которые до этого работали достаточно успешно и были добросовестными налогоплательщиками. Также стоит задача решить первоочередные социальные задачи. Я думаю, что эти вопросы с учетом наших возможностей решаются.
 
У нас стоит также и другая задача – не допустить большого спада, и в то же время, по возможности, решить социальные задачи. Необходимо чтобы экономика заработала, ибо ключевая задача – не допустить существенного снижения темпа развития нашей экономики и роста уровня безработицы. Это имеет большое значение. 
 
Также правительство поставило перед собой задачу стимулировать инвестиции. Экономическая ситуация в мире сильно меняется, возникают новые ниши по спросу продукции. Чтобы занять места в этих новых позициях мы должны использовать все возможности. Цены на энергоресурсы понижаются, необходимо коррекция денежно-кредитной политики, уровень коррупции будет снижен, также следует использовать весь спектор возможностей инвестирования в экономику.
 
Чтобы наша продукция была действительно конкурентоспособной, помимо снижения цен на энергоресурсы, кредиты по максимуму должны быть доступны. Правительство может субсидировать проценты, но это можно делать на короткое период. Однако вопросы монетарной политики, которые приводят и к экономическому росту, это сфера ЦБ, денежно-кредитная политика эти вопросы должна решать. Не зря перед ведущими центробанками мира стоит задача не только стабильности цен, но и способствовать росту экономики и повышения уровня занятости. Вот эти вопросы должны быть решены в комплексе.  ЦБ в своей деятельности независим, но денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика взаимосвязаны.
 
У нас большой успех по уровню снижения коррупции. Армения с 105 места поднялись на 77 место в списке по уровню восприимчивости коррупции. Это хороший результат. В этом плане наши потери снизились. Мы должны по всем компонентам рассмотреть, как сделать нашу продукцию более конкурентоспособной, чтобы предприятия были заинтересованы в инвестициях.
 
Вы уже делали расчеты, как скажется на экономическом росте нынешняя ситуация с коронавирусом?
 
Есть разные оценки, причем есть и достаточно пессимистичные. Но я считаю, что в условиях неопределенности не стоит давать слишком пессимистичные прогнозы, так как все зависит от развития ситуации, а также от качества и уровня решения экономических задач, в том числе вопросов налогово-бюджетной политики и денежно-кредитной. Последний прогноз от достаточно авторитетной организации - Всемирного банка, который в Армении спрогнозировал при общем падении мировой экономики 1.7%, экономический рост, конечно, он считается оптимистичным. Мы должны постараться выйти на этот результат. И он достижим, конечно, если ситуация с коронавирусом существенно не ухудшится.
 
У нас еще одна проблема – цена на газ, а точнее заявка «Газпром Армения» на резкое повышение тарифа на голубое топливо. Если заявка будет удовлетворена, как это скажется на армянской экономике?
 
КРОУ заявку не удовлетворит. Идут переговоры. Уверен, Россия учтет реальную экономическую ситуацию для членов ЕАЭС, как для Армении, так и для Беларуси. Снижение цен на газ произойдет. Механизм ценообразования может быть изменен – он будет или фиксированный, или ближе к рыночному минус 30%. Поскольку при экспорте газа берется пошлина в 30%, однако не для членов ЕАЭС.
 
В свое время я анализировал по компонентам, как формируется цена на газ. Мы должны еще раз пройтись по компонентам, как идет ценообразование на газ. Парламент, правительство и общество должны быть уверены, что действительно формируется справедливая цена. По потерям посмотреть, по уровню зарплат, по другим расходам есть ли ресурсы для решения вопросов капиталовложения. Я думаю, что изменения в структуре возможны.
 
В последние дни заметно повышение цен на продукты. При этом драм отыграл падение по отношению к доллару, а правительство снизило таможенные пошлины на ряд товаров. С чем же тогда связано повышение цен?
 
Наблюдается незначительное повышение цен только на некоторые товары первой необходимости. С изменением курса драма ряд импортируемых товаров несколько подорожали. Курс драма снизился, однако сохраняется инерция. Существенного изменения цен не будет. 
 
Возврат доллара в Армении к старому курсу - это временное явление или нет?
 
Сейчас ситуация с высоким уровнем неопределенности в экономике. Но мы имеем достаточно большие международные резервы, а также, думаю, в ближайшее время экономика, промышленность, ряд объектов заработают и значительных изменений по курсу не будет. 
 
Айк Халатян 
 
 


 


 

Продление режима ЧП, звонок Путину и «разрушительные подходы»: Армения за неделю
Следующая новость next

Регион

Все новости