В последний день марта в Нагорно-Карабахской республике все-таки состоялись выборы. Всю последнюю неделю среди политиков в НКР, а также в Ереване шли споры о том, стоит ли проводить голосование или отложить его до лучших времен. Для сравнения Армения ввела режим ЧП еще 16 марта, референдум по поправкам к Конституции, намеченный на 5 апреля, был перенесен.
Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов сегодня, 1 апреля, проанализировал для телеграм-канала Bunin&Co прошедшие выборы в Карабахе.
«В Карабахе пошли иным путем, вероятно, решив, что откладывание выборов и пролонгация власти президента Бако Саакяна (а он находится на своем посту, начиная с 2007 года) создают не меньшие риски, чем голосование при возможности заражения коронавирусом. Какие же результаты получились в итоге? Пожалуй, самый первый- высокая явка, приближающаяся к уровню 73%. Это немного выше последней кампании, которая имела место в НКР в 2015 году. Несмотря на отсутствие признания и постоянные угрозы эскалации конфликта жители Карабаха высоко мотивированы. В выборах они видят свое особое позиционирование: мы есть, кто бы как к нам не относился», - считает Маркедонов.
По итогам парламентской кампании в высшем законодательном органе будут представлено пять партий. Это «Свободная Родина- Единый гражданский альянс», «Единая Родина», «Справедливость», «Дашнакцутюн» и «Демократическая партия Арцаха».
Маркедонов указывает, что по сравнению с Арменией в Национальном собрании НКР представлена более широкая политическая палитра.
Что же касается президентского трека, то 31 марта выборы не закончились, предстоит второй тур. В него вышли экс-госминистр (аналог премьерского поста) Араик Арутюнян (49, 2 %) и действующий глава МИД НКР Масис Маилян (26.4 %).
Неплохой результат и у экс-секретаря Совбеза республики Виталия Баласаняна (14, 7%), считает Маркедонов, будучи уверенным, что мнение Баласаняна между двумя турами будет играть весомую роль.
«Но помимо арифметики голосования выборы дали и другие не менее важные результаты. Пандемия коронавируса драматически снизило количество международных наблюдателей. В Карабахе их всегда привечали, видя в их участии шансы на возможное признание в будущем. Конечно, возникнут и вопросы относительно легитимности власти. Ряд кандидатов (среди них и Маилян с Баласаняном) ставили вопрос о переносе выборов на более поздний срок. Но правда и то, что далеко не все были готовы к жесткой борьбу за это. Оппозиция уже зафиксировала нарушения и, скорее всего, будет пытаться продвигать свою «правду», - отмечает он.
Что касается второго тура, который намечен на 14 апреля, Маркедонов говорит следующее:
«Но не станет ли это время периодом распространения коронавируса уже на карабахской территории? В Армении он уже дал свои грустные всходы, но в Карабахе готовятся к интервенции страшной инфекции. И здесь скорее вопросы, чем ответы. Переносить выборы или проводить, несмотря на то, что органы власти или образовательные учреждения переходят на «удаленку», а сама кампания в таких условиях вряд ли будет полноценной, особенно, если говорить о встречах с избирателями. Ответы на эти острые вопросы придется давать уже в самые ближайшие дни!»