29.03.2024
Правительство Пашиняна грамотно отреагировало на ситуацию с убийством Сулеймани — эксперт
prev Предыдущие новости

Новости партнеров

Волна беженцев и детонатор для Карабаха: к чему приведет война между Ираном и США?

© AP Photo/Marko Drobnjakovic
© AP Photo/Marko Drobnjakovic

Военная эскалация конфликта между Ираном и США обернётся региональной катастрофой. Дестабилизация может накрыть регион новой волной беженцев и вывести карабахский конфликт из установленного там хрупкого равновесия. Об этом в беседе с корреспондентом VERELQ заявил председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.


Планомерная эскалация в отношениях между Ираном и США шла давно. Ирано-американская «proxy война» происходила в третьих странах преимущественно с участием третьих сил. В прошлом году она перешла на новый уровень с мощной атакой на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии, затем нападении подверглись американская военная база в Ираке и посольство США в Багдаде. После этого ВВС США уничтожили иранского генерала Касема Сулеймани недалеко от аэропорта Багдада. В качестве акта возмездия Иран запустил десятки ракет класса «земля-земля» по военной базе в иракском Айн-аль-Асаде, где базируются американские войска.


Данных о точном количестве жертв и раненных в результате ответного удара Ирана нет, однако эксперты уверены, что дальнейшие процессы в регионе зависят от будущих действий американского военно-политического истеблишмента.


«Многое зависит от того, какое решение примет президент США Дональд Трамп, который обещал выступить с обращением к нации», - уверен российский эксперт Федор Лукьянов, по мнению которого, решение ликвидировать иранского генерала, скорее всего, не было инициативой американского президента. «Это скорее инициатива (Майка) Помпео или военных. Все-таки Трамп – человек не войны, он хоть и жёсткий, но человек торга и бизнеса», - отмечает эксперт.


Федор Лукьянов


К полномасштабной войне стороны хоть и не стремятся, но точечными ударами, считает эксперт, лишь стимулируют военную эскалацию, волна которой может распространиться по нескольким направлениям.


«Ракетными ударами Иран в первую очередь показал, что способен ответить, но это не значит, что ситуацию можно держать в узде», - отмечает Лукьянов, с которым в этом плане согласен политолог, арабист, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.


«По моей информации из открытых источников американцы знали о ракетном ударе Ирана. Если они это знали, значит, могли избежать человеческих жертв, о которых информация очень противоречивая. То говориться о гибели 80 американских военных, то сообщают, что жертв вообще нет. Если жертв нет, то ситуацию можно спасти и утихомирить. Иранцам дали спасти лицо и удовлетворить собственное самолюбие. Если же реально погибло 80 американских военных, то это уже опасно. Но и в этой ситуации не стоит делать апокалиптических прогнозов, поскольку мы не знаем какое решение примет Трамп. Он – человек достаточно непредсказуемый. Прогнозировать что-либо тут будет очень трудно», - пояснил Алексей Малашенко в беседе с VERELQ.


Алексей Малашенко


Между тем, при военном конфликте, волна американо-иранского противостояния, по оценке вышеупомянутых экспертов, может затронуть ситуацию в Сирии, где Иран выступает в качестве одного из основных участников мирного процесса.


«Россия будет стремиться нейтрализовать отрицательное влияние американо-иранского конфликта на Сирию, где политический процесс тяжело, но продвигается. Не исключено, что с этой целью Россия будет работать также с США», - допускает Лукьянов.


Другой регион, который может пострадать от открытого военного противостояния между Ираном и США, Южный Кавказ.


«Здесь в непростой ситуации находится особенно Азербайджан, у которого исторически тяжелые отношения с Ираном, но в то же время теплые отношения с США и Израилем. В этом непростом региональном уравнении может наступить момент, когда США и Израиль запросят помощь Азербайджана для каких-то действий против Ирана. Баку, конечно, будет долго думать, прежде чем ответить, но сложно будет и полностью отвергнуть предложение своих партнеров», - отмечает он.


В отношении Армении, по словам эксперта, таких требований не будет, поскольку Ереван исторически имеет конструктивные отношения с Тегераном, и не так тесно связан с США и Израилем. «Но военная эскалация между Ираном и США затронет и интересы Армении. Иран один из двух коридоров Армении во внешний мир, экономический партнер, с которым осуществляются энергетические проекты и торговля», - считает российский эксперт и сразу же обращает внимание на «пороховую бочку» региона – карабахский конфликт.


«Ситуация очень опасна для карабахского конфликта, где сохраняется хрупкое равновесие. Региональный взрыв может вывести его из хрупкого равновесия, что чревато непредсказуемыми последствиями. Регион может накрыть и волна беженцев, что еще одна большая угроза для стран Южного Кавказа», - отмечает Лукьянов.


Наплыва беженцев в страны Южного Кавказа Малашенко не ожидает, поскольку не думает, что ситуация настолько ухудшится. «Пока все спокойно. Для стран региона, особенно для государств Южного Кавказа, со стороны это выглядит как плохо охраняемый зоопарк, куда соваться не стоит», - пояснил эксперт.


Между тем барабаны войны в регионе звучат все громче. Войну могут пресечь лишь Иран и США. Многое, по мнению экспертов, зависит именно от противовесов внутри этих стран.




«В этом плане в Иране и США – ситуация совершенно различается. В Иране противники войны загнаны в угол после убийства генерала Сулеймани. Например, министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф всегда выступал за политическое урегулирование разногласий с Западом, но голоса таких людей там глушатся сейчас. Что касается США, то здесь ситуация достаточно интересная. Там уничтожение иранского генерала приветствовали не все. Республиканцы воодушевились, демократы раскритиковали. Даже после иранской атаки на американские базы в Ираке, демократы призывают не поддаваться на провокации, что интересно накладывается на общий антураж холодной политической войны, который ведется все это время в США против Трампа. Сейчас он должен принять решение по Ирану, также с учетом внутренних настроений в США», - заключил Федор Лукьянов.


Аршалуйс Мгдесян