Полномасштабной войны не будет, как таковой. Но это вовсе не значит, что обострение отношений между Ираном и США само собой «рассосётся». Об этом в интервью с VERELQ заявил доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова, член экспертного совета «Офицеры России» Александр Перенджиев.
- Война между этими странами будет вестись в таких плоскостях, как информационная, разведывательно-диверсионная, геоэкономическая (не путать с геополитической, здесь речь идет о применении экономических средств в качестве инструментов воздействия и нанесения ущерба – санкции, замораживание счетов, перекрытие каналов финансирования, подрыв реализации экономических проектов и т.д.). Но, вероятно, будут и случаи военных столкновений в Оманском и Персидском заливах, включая, прежде всего, Ормузский пролив. Не исключаю также захваты, или таинственные исчезновения, граждан обоих государств в других странах.
Но здесь бы я хотел обратить внимание, что в результате ведения подобных «полускрытых» войн высока вероятность повышения риска международных полетов. Ведь уже есть немало случаев за последние годы, когда после авиакатастрофы, или таинственного исчезновения самолета, выясняется, что на данном борту был какой-нибудь бывший высокопоставленный генерал, ученый из оборонно-промышленной сферы. При этом, как правило, следов теракта в таких случаях официальное расследование не обнаруживает.
- Ирак принял решение о выводе иностранных войск со своей территории, на что последовали очередные угрозы со стороны Трампа. Означает ли это, что ситуация выходит из-под контроля и дав приказ об устранении Сулеймани лидер США просто просчитался? Или намеренное обострение ситуации на Ближнем Востоке - главная цель Трампа?
- В системе политической культуры США не принято, да и практически невозможно принимать единолично какие-либо серьезные решения. В особенности, с уже известным нам случаем. Уверен, что Трамп своё решение согласовывал с влиятельными лицами в политической и экономической сфере США. Другое дело, как затем уже после случившегося нам преподносят заявления высокопоставленных должностных лиц. Полагаю, что в данном случае внутренние враги Трампа сумели его переиграть. Ведь они сыграли на амбициях нынешнего главы Белого Дома набрать политические очки перед новыми выборами президента США.
Но в данном случае, для противников Трампа открывается ряд козырей. Они получают новые аргументы для его импичмента, обвинив его в ухудшении международной обстановки. Кроме этого, у них появился реальный шанс физически устранить Трампа, представив дело таким образом, что он был убит руками официального Тегерана. При этом получить деньги, обещанные Ираном за ликвидацию Трампа. В общем, мне представляется такая картина, что Трамп здесь серьезно подставился. Но это не значит, что в самих США считают, что убийство Сулеймани и обострение с Ираном – это что-то неправильное. Вовсе нет. Здесь всё та же игра в плохого и хорошего полицейского. Типа того, что Трамп плохой, а Демократическая партия в Конгрессе США – хорошая.
В данном случае речь идет о весьма умелом ходе. С одной стороны достигается внешнеполитическая цель. С другой стороны, подставляется под удар высокопоставленный внутренний политический противник. Вот такие жесткие политические игры начались в Новом 2020 году со стороны США!
- Тем не менее, Ирак, кажется, настроен решительно. Уйдут ли американцы?
- Думаю надо понимать, что американцы сами никогда не уйдут. Амбиции у Трампа такие, что он никогда на это не пойдет, а США покинут Ирак только тогда, когда почувствуют для себя реальную опасность, когда военнослужащие США начнут гибнуть там один за другим. Пока такого не происходит, а подготовку к выводу войск можно вести не один год. Вспомним Афганистан - были заявления и от Барака Обамы, и от Дональда Трампа, но по факту все с точностью до наоборот - как только заявляют, что покинут территорию, вдруг выясняется, что прибыла очередная группа на усиление. Так что я склоняюсь к тому, что под видом покидания, будет усиление американской группировки в Ираке для усиления своего влияния на Ближнем Востоке.
- При развитии худшего сценария - а никто, практически, не сомневается в том, что он не за горами, под ударом окажутся и страны макрорегиона. К чему готовиться странам Закавказья?
- Странам Закавказья, во-первых, придется четче определять свою позицию по отношению к США и Ирану. Занять нейтральную позицию никак не получится, так как вполне вероятны будут ситуации, когда принятое то или иное политическое или государственно-управленческое решение со стороны официальных столиц Южного Кавказа может быть расценено одной из враждующих сторон, как помощь одной стороне и нанесение ущерба другой. Во-вторых, на территории государств Южного Кавказа - прежде всего речь о Грузии, Армении и Азербайджане, находятся граждане США и Ирана, или персидской диаспоры. То есть, скрытая война может вестись между этими социальными группами на территории Закавказья. В третьих, которое логически выходит из второго посыла, вполне вероятен всплеск шпиономании, различных шпионских скандалов и разоблачений. Кстати, есть риск роста коррупционных проявлений, случаев подкупа высокопоставленных чиновников.
- Смогут ли страны региона не быть вовлечены в американо-иранский конфликт, учитывая тот факт, что Иран дружественная страна Армении, а Азербайджан является союзником Израиля в этом регионе?
- Всё будет зависеть от умелого выстраивания дипломатии со стороны официального Еревана и официального Баку. Всё-таки, я хотел бы обратить внимание, что ни Армения, ни Азербайджан не являются чьими-то марионетками. Это реально суверенные государства, несмотря на то, союзниками кого они являются. Именно политика суверенитета обоих государств не даст вовлечь официальные Ереван и Баку в американо-иранский конфликт.
- Какую роль на себя возьмут Россия и Турция?
- Россия, безусловно, будет выступать за снижение остроты американо-иранского конфликта. Кстати, со стороны официальной Москвы такая работа уже ведется. А вот позиция со стороны Турции остается труднопрогнозируемой. Хотелось бы выразить надежду, что официальная Анкара поддержит усилия России по стабилизации обстановки в Ближневосточном макрорегионе, да и в мире в целом.
Беседовала Лия Ходжоян