Премьер-министр Никол Пашинян посетил Первопрестольный Святой Эчмиадзин и встретился с участниками Высшего духовного совета.
Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй поблагодарил премьер-министра Пашиняна за визит в Первопрестольный Святой Эчмиадзин и встречу с участниками ежегодного собрания Верховного духовного совета, а также представил повестку обсуждаемых вопросов.
Обращаясь к присутствующим, премьер-министр Пашинян отметил:
“Я рад сегодняшней встрече. Конечно, есть необходимость в таких встречах, и, возможно, чаще, чем они проходят сейчас. В целом, конечно, как отметил Католикос, дискуссии об отношениях между государством и церковью очень важны, особенно в новой ситуации и новых условиях, которые мы имеем сегодня в Республике Армения. Эти условия и отношения имеют много тонкостей, и я надеюсь, что сегодня мы сможем рассмотреть важные детали этих тонкостей.
Вообще, когда речь заходит об отношениях между государством и церковью, я в первую очередь понимаю не только и не столько регулирование материальных отношений, хотя они тоже важны и существенны, а прежде всего я понимаю обсуждение духовной жизни, духовных ценностей и атмосферы духовности в целом в нашей стране.
В целом, когда я думаю об атмосфере в нашей стране, я прихожу к выводу о том, что, к сожалению, в наше время (я не хочу обозначать начало, конец, то есть, указывать определенный период) общая тенденция ведет к отказу от духовности. И я не имею в виду в плане услуг, я не имею в виду в плане позиции, статуса, я имею в виду, прежде всего, восприятие в общественных отношениях, то есть отношения элиты и общественности, отношения любых двух граждан в целом. Думаю, что именно на фоне этого отказа от духовности происходит политическ ая деградация и распространение коррупции, и не только распространение, но это становится обычным способом ведения дел, и именно на пути и на фоне отказа от духовности все больше и больше слоев общества вовлекается в такие явления.
В целом, я хочу признаться, что, когда политическая команда или человек достигает власти или получает статус руководителя, обычно (по крайней мере историческая логика часто была такой) их первая мысль и стремление: как сохранить этот статус как можно дольше и, если возможно, присвоить его.
Я хочу четко подчеркнуть, что миссией нашего правительства и моей личной миссией не только в этом статусе, но и на протяжении всей своей жизни, я считал то, что необходимо добиться реальных изменений, добиться таких изменений, которые будут служить людям, которые будут служить стране, которые будут служить государству, которые будут служить церкви, потому что духовные ценности, духовная жизнь, духовное содержание очень важны для меня, и я много раз говорил, что считаю их неотъемлемой частью своей политической деятельности и жизни. Я вообще считаю, что политическая деятельность не была бы столь значимой для меня, если бы этого очень важного компонента не было в этой деятельности.
И я хочу сказать (это мое субъективное восприятие и не буду настаивать на нем, и это самое правильное или самое оправданное или, возможно, самое прагматичное восприятие, но таково мое восприятие), что мы должны смотреть на нашу жизнь в целом в рамках этой призмы, потому что современные цивилизованные отношения я представляю в виде разделенного на определенные спектры и части круга, где есть различные компоненты: материальный компонент, духовный компонент, политический компонент, ценностный компонент и правовой компонент.
Именно в их правильном сочетании формируется конкурентоспособное государство и общество. Я также хочу сказать, что именно из осознания этой миссии исходит то, что я понимаю, что мы должны быть готовы к прямому, открытому, откровенному разговору с общественностью, с церковью, с гражданами и с политическими силами, и очень важна цель этих бесед, и мы должны осознавать для чего ведется этот разговор - преодолеть кризис или предотвратить кризис в тех случаях, когда кризиса нет.
И вообще, я думаю, что в Республике Армения есть кризис во всех сферах, потому что если бы не было кризиса, события, которые произошли в Республике Армения, просто не произошли бы. И если бы не было кризиса, эти события не произошли бы, и об этом свидетельствует тот факт, что сотни тысяч граждан Республики Армения и сотни тысяч наших соотечественников в диаспоре, начиная от школьников и заканчивая пожилыми людьми, выразили очень четкую позицию. Это было свидетельством того, что по состоянию на весну 2018 года у нас не бы ло ни одной сферы, где не было бы кризиса. И, упаси Бог, я не буду говорить, что за последние полтора года эти кризисы были разрешены, но один кризис точно был разрешен - кризис доверия точно разрешен.
Это хорошая основа для того, чтобы мы продолжили наш путь и разрешали все другие кризисы, и разрешали их посредством конструктивности, взаимного уважения, открытого, откровенного, прямого диалога и обсуждения. По крайней мере, так я представляю отношения между государством и церковью.
Не могу сказать, что в этом смысле мы достигли такого уровня диалога, что можем считать, что все идеально, но то, что мы не стоим на месте, это факт. Мы предприняли некоторые шаги, поговорили, побеседовали, обсудили, и я в первую очередь рад тому, что мы можем сделать это. Это очень важный показатель здоровья и очень важное свидетельство здоровья. Я также благодарен за такую возможность, и я благодарен Его Святейшеству за то, что он постоянно использует эти возможности для таких бесед и ищет новые возможности и поводы, чтобы мы вели этот диалог. Я пришел сюда сегодня по приглашению Его Святейшества, чтобы провести такой разговор и диалог. Спасибо”.
В ходе состоявшегося в открытой и искренней атмосфере диалога был обсужден ряд вопросов, связанных между государством и церковью отношениями, стоящими перед нашим государством и нашим народом вызовами, существующими проблемами и возможностями их решения, сохранением историко-культурного наследия, а также представляющими общественный интерес вопросами.