Омбудсмен Армении Арман Татоян выступил с заявлением по делу судьи экс-президента Армении Роберта Кочаряна - Давида Григоряна, обвиняемого в служебном подлоге.
"Обыски и изъятие документов в кабинете человека является следствием вмешательства в его частную жизнь, а в Уголовно-процессуальном смысле кабинет приравнен к квартире. В связи с этим, согласно УК, человек, которому принадлежит кабинет или квартира в обязательном порядке должны присутствовать при обыске или изъятии, в противном случае это будет рассматриваться, как нарушение закона. В случае с Давидом Григоряном это требования закона обеспечено не было, меж тем оно является более актуальным именно в данном случае, поскольку речь идет о действиях в отношении особо охраняемого субъекта – судьи", - говорится в заявлении Татояна.
По словам Омбудсмена, следователь при осуществлении обыска должен ограничиваться теми территориями, которые указаны в судебном вердикте, меж тем, в данном случае следователь вышел за рамки указанной в решении суда территории и обыскал также кабинеты делопроизводителя и секретаря судебных заседаний, которые не являются кабинетами судьи или его помощника. Татоян указывает, что правоведение Европейского суда по правам человека в этом вопросе четко - общие формулировки решения, разрешающего изъятие и обыск территории, не предусмотренной этим решением, нарушают статью 8 Европейской конвенции О защите прав и основных свобод человека.
"Любое действие органа уголовного преследования в отношении судьи по уголовному делу должно быть осуществлено с максимальной осторожностью, строго соблюдая законодательное требование об обеспечении конфиденциальности досудебного уголовного производства, уважение к авторитету и независимости судьи, исключая какое-либо прямое или косвенное вмешательство в его деятельность. Однако по делу судьи Григоряна эти требования не были соблюдены и следственные действия осуществлялись с излишней публичностью",- подчеркивает он.
В связи с этим вопросом защитник приветствует констатацию Высшего Судебного Совета о том, что при проведении следственных действий следователем было совершено не предусмотренное уголовно-процессуальным кодексом Армении действие и считает важными предпринятые Советом меры по обеспечению независимости судьи.
"На основании вышеизложенного считаю необходимым в рамках своей компетенции принять следующие меры: обратиться в Высший Судебный Совет, привлекая его внимание к вопросам системного характера и предлагая предпринять действенные меры для недопущения проблемных развитий в судебной практике с точки зрения защиты прав человека; потребовать разъяснений от Генпрокуратуры и Специальной следственной службы по части, касающейся ее компетенции, а также представить предложения, направленные на недопущение опасных процессов в правоприменительной практике",- говорится в заявлении Омбудсмена Армении.