Иран и Россия на фоне всё усиливающегося давления Вашингтона движутся к укреплению связей в военном плане: на прошлой неделе командующий иранскими ВМС контр-адмирал Хуссейн Ханзади объявил о том, что Москва и Тегеран планируют провести совместные учения в Персидском заливе.
«Такие вести особенно важны в связи с появившимися недавно спекуляциями о «разногласиях» между Ираном и Россией в Сирии и сигнализируют о том, что двусторонние отношения двух стран остаются «нерушимыми» и имеют для них обеих большое значение»,- пишет на страницах Al-Monitor доцент кафедры региональных исследований Университета имени Шахида Бехешти в Тегеране Алиреза Нури.
Как подчёркивает Нури, несмотря на то, что предстоящие учения не станут первыми совместными манёврами Москвы и Тегерана — они уже проводили учебные операции в Каспийском море в 2015 и 2017 годах, — они всё же стоят особняком в связи с той обстановкой, в которой они будут проходить. США в последнее время предприняли в отношении Исламской республики целый ряд агрессивных шагов, включая проведение совместно с Великобританией и Францией собственных учений в Персидском заливе, внесение Корпуса Стражей Исламской революции в список террористических организаций и попытки полностью заблокировать экспорт иранской нефти; всё это говорит о том, что Вашингтон, перепробовав все возможные формы политического и экономического давления на Иран, теперь желает в рамках своей «политики максимального давления» перевести конфронтацию с Тегераном «на новый уровень», - полагает эксперт.
«В свою очередь, Иран, по всей видимости, полностью потерял веру в возможность переговоров с Вашингтоном ещё после одностороннего выхода последнего из «ядерной сделки» год тому назад — во всяком случае, об этом свидетельствуют последние заявления верховного руководителя Ирана аятоллы Хаменеи, который в опубликованной недавно доктрине под названием «Второй шаг Революции» вновь отверг идею о том, что с США можно договориться, и призвал иранцев «принять соответствующие, симметричные меры против демонстративных военных шагов противника», продолжает автор. Несмотря на то, что Хаменеи имел в виду прежде всего необходимость сопротивляться экономическим, политическим и разведывательным кампаниям американцев, в его комментариях можно было «между строк» увидеть и призыв быть готовыми к прямому военному конфликту», - уверен Нури.
По мысли аналитика, главное, чего не хватает Ирану для обеспечения боеготовности в нынешних обстоятельствах — это иностранный партнёр, готовый поставлять ему оружие и сотрудничать с ним в оборонном отношении. «А учитывая, что Тегеран имеет те же взгляды на безопасность в регионе и такой же «антиамериканский подход», что и Россия, он решил в качестве такого партнёра заручиться поддержкой Москвы, заключает он. Персидский залив — регион, в котором единственной «сверхдержавой» долгое время выступали исключительно США, и Москве может быть интересно «поиграть там мускулами», рассуждает автор. В этом смысле совместные учения с Ираном могут стать для России очередным козырем на «политических торгах» с Вашингтоном, предполагает он. При этом самому Ирану подобные манёвры не дадут никаких стратегических преимуществ ни в краткосрочной, ни даже в среднесрочной перспективе — и в Тегеране это хорошо понимают; по этой причине, основной мотив иранцев в плане учений — это попытаться на их основе расширить оборонные связи с Россией», - считает эксперт.