Армении не стоит ожидать непредвиденных ситуаций до декабрьских парламентских выборов, так как альтернативы Николу Пашиняну сейчас нет и в ближайшие месяцы не будет. Об этом в интервью VERELQ заявил ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Александр Скаков.
-Господин Скаков, Никол Пашинян подал в отставку с поста премьер-министра Армении. Сама новость неожиданностью не стала, но какие угрозы она несет Армении, если считать, что после бархатной революции страна как бы поставлена на «паузу».
-Думаю, это просчитанный ход. Других альтернативных лидеров в Армении сейчас нет и в ближайшие месяцы не ожидается. Никакой угрозы здесь не вижу, поскольку очевидно, что альтернативы просто нет - хорошо это или плохо.
-Стоит ли ожидать каких-то непредвиденных ситуаций до выборов? Может ли старая власть попытаться взять реванш сейчас, несмотря на столь высокий рейтинг у Пашиняна, или Серж Саргсян и Республиканская партия это уже прошлое?
-Думаю, не стоит. У «бывших» нет ничего, кроме, мягко говоря, антипатии со стороны общества. Бывшие сторонники Саргсяна - их даже сложно назвать партией, у них нет ни лица, ни альтернативы. Это вчерашний день.
-Почему все остальные политические силы в Армении практически обречены на провал, о чем свидетельствуют и результаты выборов в Совет старейшин Еревана?
-Потому что они не успели попасть в уходящий троллейбус. Пашинян оседлал протест, а те не успели даже перевернуть страницы в ежедневнике.
-Как Вы оцениваете армяно-российские отношения на фоне политических перемен в Армении. На высоком уровне постоянно заявляют о том, что политический курс двусторонней повестки остался неизменным. На Ваш взгляд, после парламентских выборов этот курс останется таким же?
-У Армении нет альтернативы союзу с Россией - при всех минусах и промахах. Смена курса гибельна не для России, она переживет это, она гибельна для самой Армении. НАТО с Турцией в своем составе даже пальцем не пошевелит, чтобы помочь Еревану в случае необходимости. Те, кто у вас думает иначе, что имеют хорошие «тылы» на Западе, там они и будут защищать Нагорный Карабах.
-Экс-президент Армении Роберт Кочарян, который заявил о том, что не собирается принимать участие в выборах и не претендует на пост премьер-министра, хотя ранее придерживался другой позиции, заявил, что в Армении появился диктатор. Вы согласны с этим мнением?
-Это вопрос его политического выживания. Если он перестанет быть политиком, он станет уязвим. С другой стороны, при всем его политическом опыте, кто за него проголосует?
- Куда может привести страну желание Пашиняна властвовать единолично?
-Это зависит от самого Пашиняна. Пока что его амбиции соответствуют его потенциалу, но сможет ли он удержать это соотношение в будущем?
Что же до единоличности: а есть ли сейчас в Армении фигуры равновесные Пашиняну? Возможно, спустя полгода они появятся, посмотрим…
-На Ваш взгляд, перенос заседания ПА ОДКБ из Еревана в Москву означает, что Армения потеряла пост генсека ОДКБ в этой организации или все же есть шанс, что мы сохраним этот пост?
-Думаю, это вообще ничего не означает. Вообще, было бы продуктивно поскорее забыть о том, что когда-то было ОДКБ. У Армении есть обязывающий договор с Россией. Нравится он или нет – больше никаких гарантий у Армении нет. Если кто-то хочет снова разыграть ситуацию Севрского договора – думаю, это не Пашинян. Новый лидер Армении – реалист.
Лия Ходжоян