Решение правительства Грузии о введении запрета с 1 октября текущего года на транспортировку зерновых продуктов транзитом через свою территорию на автотранспорте может иметь далеко идущие последствия для Армении. Об этом заявил экспертом по логистике Тигран Хачатрян, передает EADaily.
По его словам, Грузия является единственной транзитной для Армении страной по части импорта зерновых. Армянские импортеры закупают пшеницу преимущественно в России, доставляя ее наземным транспортом через грузинскую территорию. «Решение правительства Грузии, официально обоснованное желанием избежать пробок на грузино-российской границе в разгар туристического сезона и разгрузить автодороги в стране, чревато не только подорожанием зерновых культур на армянском рынке, но и разрушением выстроенной годами автотранспортной инфраструктуры по перевозке пшеницы или пшенично-ржаной муки», - сказал он.
Как он заметил, официально говорится о двух причинах. «Первое, это желание избежать пробок на грузино-российской границе в разгар туристического сезона в Грузии. Второе, разгрузить автодороги в стране, для того, чтобы они не испортились. В целом обе причины не выдерживают критики. Грузинская сторона говорит, что перевозящие зерно и муку транспортные средства портят грузинские дороги. В решении четко говорится о запрете ввоза зерновых продуктов и ржаной муки, но не говорится ничего о виде транспорта. То есть, те же транспортные средства завтра могут перевозить арматуру или другие тяжёлые грузы. Получается это не будет портить грузинские дороги? Где тут логика? Это абсурд», - сказал Хачатрян.
Что касается облегчения загруженности КПП «Верхний Ларс» во время туристического сезона, то и здесь, по его словам, можно найти простое решение. «Можно просто составить график для проезда больших грузовиков, в данном случае для зерновозов. Можно предоставить квоты. То есть, в какие дни недели и в какое время дня зерновозы могу пересекать «Верхний Ларс»», - пояснил эксперт.
Настоящая причина принятия такого решения, на его взгляд, простая. «Армянские компании, занимающиеся перевозкой зерновых продуктов на автотранспорте, получают определённые доходы. Кардинальное изменение инфраструктуры перевозок приведет к тому, что произойдёт активизация работы железнодорожной сети страны, принадлежащей государству и порта Поти. То есть, доходы этих компаний начнут получать грузинский порт и железная дорога, в том числе ЮКЖД. А это большие деньги. В прошлом году Армения импортировала 307.8 тыс. тонн пшеницы. Если эту цифру умножить на логистические расходы по новой схеме, а это 120 долларов, получается порядка $ 37 млн. То есть, все эти средства будут получать морской транспорт, порты и железная дорога», - сказал он.
Между тем, помимо этого, есть другая проблема, что эксперт считает самой насущной для Армении. «В перспективе, думаю, что Грузия может стать монополистом не только по транспортировке зерновых в Армению, но по продаже зерновых продуктов. Если весь транспортный узел в руках Грузии, она может стать крупнейшим покупателем зерна для его продажи как на своем внутреннем рынке, так и армянской стороне. Здесь будет работать эффект масштаба, и Грузия сможет предложить самые низкие цены на зерно армянской стороне в Поти (с учетом логистических расходов это может быть выгоднее, чем цены в Новороссийске), тем самым имея возможность стать монопольным поставщиком зерновых продуктов в Армению. После того, как Грузия станет монопольным закупщиком зерна для своего и армянского рынков, она уже сможет диктовать условия и цены. То есть, перед Арменией маячит также перспектива усиления зависимости от Грузии в вопросе хлеба.
Предложенная грузинским правительством новая схема перевозки зерна - по морю (в порт Поти) и оттуда по железной дороге - в перспективе может превратить Грузию в монопольного поставщика зерновых в Армению. Это, с одной стороны, обеспечит баснословный экономический эффект для Тбилиси, но с другой - усилит зависимость Армении, блокированной с запада и востока Турцией и Азербайджаном», - заключил он.