Вашингтон стремится как можно больнее ударить по нефтегазовому сектору Ирана, однако бумерангом может попасть и по своему. Китайские компании могут заменить в Иране европейцев и получить новый источник СПГ, который станет прямым конкурентом американскому сжиженному газу, пишет EADaily.
Французский нефтегигант Total заявил, что выйдет из иранского проекта по освоению 11-й очереди гигантского газового месторождения Южный Парс, если США не откажутся от права санкций за сотрудничество с Тегераном в отношении компании. В официальном сообщении, распространенном Total, говорится, что до 4 ноября компания должна получить гарантии не попадания под все санкции, в том числе новые. Они предполагают запрет сотрудничающим с Ираном компаниям на финансирование американскими банками в долларах, на американских акционеров и операции на территории США. Для французской компании это неприемлемо, так как банки США вовлечены в 90% операций Total, 30% акционеров компании — американцы, а ее активы в США превышают $ 10 млрд.
Во французской компании заявили, что надеются на поддержку властей Франции и Евросоюза. Эмануэль Макрон, в свою очередь, поддержал идею Брюсселя защитить и компенсировать европейским компаниям потери от санкций США. Об этом он заявил сегодня в Болгарии. Однако Total такой вариант вряд ли устроит.
Другое дело, что уже есть желающие заменить французскую компанию на Южном Парсе. «Если это случится, то китайская компания CNPC заменит Total», — передает слова министра нефти Ирана Биджана Намдара Занганеха иранское информагентство Shana news service. В свою очередь, агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленного чиновника в нефтегазовой промышленности Китая подтверждает заявление главы иранского энергетического ведомства. «Вероятность выхода Total довольно высокая, и если это случится, то CNPC готова ее заместить», — сказал он.
Таким образом, китайская CNPC может стать владельцем 80% доли в проекте освоения 11-й очереди Южного Парса, который Иран делит в Персидском заливе с Катаром и чьи запасы оцениваются в 51 трлн кубометров газа. Сейчас китайцам принадлежит 30%. Еще 20% находятся у иранской Petropars.
Ранее, в первой половине мая, Национальная иранская газовая компания (NIGS) заявила, что планирует увеличить экспорт газа к 2021 году более чем втрое — до 200 млн кубометров.
По идее, Китай, который, например, импортировал иранскую нефть и во время предыдущих санкций, мог бы воспользоваться ситуацией и создать в среднесрочной перспективе новый источник поставок газа. Однако разработка Южного Праса направлена, в первую очередь, на удовлетворение внутренних потребностей Ирана и, как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, трубопроводный экспорт в Китай из Ирана маловероятен. Поэтому Китаю был бы интересен газ в виде СПГ. «Однако встает вопрос о дальнейшем маркетинге газа. Сделать СПГ без западного партнера не удастся. А чуть ли не единственный жизнеспособный вариант трубопроводного экспорта — это Индия. Поэтому я бы не исключал переговоров с индийскими покупателями», — заключил эксперт.
Впрочем, вариант с поставками СПГ в Китай все-таки нельзя исключать. Правда, из Пакистана. Речь идет о недостроенном Газопроводе мира из Ирана в Пакистан и, возможно, в Индию (IP gas line project). В нем собирался участвовать «Газпром», рассчитывая на доли в иранских месторождениях.
Иран свою часть магистрали мощностью 40 млрд кубометров построил, а вот Пакистан под нажимом США так ничего и не сделал. Однако в 2009 году Тегеран и Исламабад подписали соглашение о поставках газа с 2015 года и в случае отказа Пакистан обязан платить пеню — $ 1 млн за каждый день. В Исламабаде при этом заявили о готовности возродить строительство трубопровода уже после объявления о выходе США из «ядерной сделки» с Ираном. Как сообщает пакистанское издание The News, премьер-министр Пакистана Шахид Хакан Аббаси пригласил иранских представителей посетить столицу страны в мае и провести переговоры о газопроводе. Об этом журналистам сообщил высокопоставленный сотрудник управления нефти министерства энергетики Пакистана. Он добавил, что обе стороны обсудят, как осуществить проект в условиях американских санкций.
Ранее пакистанское издание The Express Tribune сообщало, что новый премьер-министр Шахид Хакан Аббаси, который до этого возглавлял министерство энергетики, планирует возродить альтернативный вариант ирано-пакистанского газопровода по территории Пакистана. Он предполагает, что газопровод проложат через порт Гвадар, где будет находиться терминал СПГ. В 2015 году Китай и Пакистан подписали межправительственное соглашение и 85% финансирования взял на себя Внешнеторговый банк Китая. В прошлом году, однако, предыдущий премьер-министр Наваз Шариф остановил проект из-за давления Саудовской Аравии, которая полагала, что инфраструктура будет использоваться для поставок СПГ из Катара.
Поставки газа в Пакистан подпадут под санкции США, однако в Тегеране придумали нестандартный ход. Как сообщает «Радио Свобода», в конце апреля глава Национальной нефтяной компании Хамидреза Араки заявил, что Туркмении предложили своповые поставки газа в Пакистан. С одной стороны, подобные сделки не запрещены и Иран осуществлял их во время предыдущего санкционного режима с Казахстаном и Туркменией. С другой стороны, Туркмения переживает экономический кризис, который усугубился тем, что Ашхабад резко повысил цены на «голубое топливо» и «Газпром» приостановил действие контракта на закупку газа, а Иран отказался платить по новым счетам. Сегодня у Туркмении есть проект газопровода ТАПИ через Афганистан и Пакистан в Индию, однако его осуществление находится под большим вопрос из-за проблем с безопасностью и финансированием.
Впрочем, о реакции Ашхабада на иранское предложение пока объявлено не было, но туркменские власти могут стать более сговорчивыми, если к переговорам подключиться Пекин. Сегодня Китай является единственным потребителем туркменского газа и крупнейшим кредитором страны. При этом поставки любого газа из Ирана в Китай окажутся угрозой именно американскому СПГ. Так, прошлой зимой, по данным EIA, 19% экспорта сжиженного газа из США пришлось именно на Китай и большая часть поставок осуществлялась по краткосрочным контрактам. Именно Китай и рассматривают в Вашингтоне как главного потребителя СПГ из США в ближайшие десятилетия.