В Армении завершилась первая часть политического процесса, начало которому положили акции протеста против утверждения Сержа Саргсяна премьер-министром Армении. Что с учетом изменений в конституции и перехода к парламентской республике, означали фактически третий подряд президентский срок Саргсяна.
Тем самым Саргсян намеревался сломать сложившуюся в Армении политическую традиции, при которой даже с учетом сложившейся в стране авторитарной (пусть и в более мягкой форме, чем в других постсоветских странах) власти, лидеры страны придерживались определенных рамок и приличий. Хотя даже его намного более авторитарный предшественник Роберт Кочарян не рискнул отменить ограничение на занятие президентского больше двух сроков подряд.
Однако Саргсян решил иначе, и глава шахматной федерации Армении решил сделать “ход конем”, до конца не просчитав все последствия. Вообще экс-президент, известный своей осторожностью и хитрыми комбинациями, с самого начала этой истории делал ошибочные ходы, несвойственные такому опытному политику. Недооценив ни степень народного недовольства своим правлением, ни опасность, которую представляло отсутствие изначально жесткой реакции на действия Пашиняна и его сторонников.
Хотя одна из грубейших ошибок была сделана еще в апреле 2014 года, когда инициируя конституционную реформу он пообещал не претендовать на пост премьер-министра в случае перехода к парламентской форме правления. Что вкупе с невыполненными предвыборными обещаниями за 10 лет его правления (строительство новой АЭС, железной дороги Армения-Иран и т.д.) и неутешительными экономическими показателями страны (рост бедности, многократное увеличение внешнего долга и т.д.) свели рейтинг Саргсяна практически к нулю.
Последней катастрофической ошибкой экс-премьера стала его встреча с Пашиняном, в частности напоминание о мартовских событиях 2008 года (кровавый разгон акций протеста оппозиции после победы Саргсяна на президентских выборах). Что подавляющей частью армянского общества было воспринято, как угроза повторить еще раз “1 марта 2008 года”. Не говоря уже о том, что сам приход Саргсяна фактически к Пашиняну на его территорию, пренебрежительное поведение лидера протестов перед началом переговоров, были расценены наблюдавшими за встречей в прямом эфире жителями Армении как провал премьера.
И чем бы ни руководствовался Саргсян, итоги встречи оказались катастрофическими для него. И даже запоздалый арест Пашиняна с однопартийцами-депутатами не смог остановить процесс. Народ уже потерял чувство страха перед властями и массово вышел на улицу, проведя самый больший митинг в истории независимой Армении (по разным оценкам больше ста тысяч человек).
И в этой ситуации Саргсян стал перед выбором –или стрелять в народ (а иначе такую массу протестующих не остановить), или добровольно уйти в отставку, дабы дать однопартийцам шанс сохранить власть. И нужно отметить, что придя к власти на крови, Саргсян все же нашел в себе силы уйти без кровопролития.
Отдельно стоит отметить действия Пашиняна и его команды, тщательно проанализировавших мировой опыт победных протестных акций и причины предыдущих неудачных выступлений против власти в Армении. В итоге реалий была разработана очень креативная и эффективная тактика действий, противостоять которой власти не смогли.
Особого внимания заслуживает и отказ лидеров протестующих от внешнеполитической тематики во время акций протеста, полный уход от темы противостояния Запад-Россия, даже несмотря на прозападный имидж Пашиняна и его команды. В этой связи можно отметил речь Пашиняна во время митинга после победы, когда он отметил, что это была "чистокровная армянская революция" и первым подобным событием на постсоветском пространстве, где не было и нет никакого геополитического контента.
Подтверждает это и реакция России и США на события в Армении. В частности официальный представитель МИД России Мария Захарова написала на своей странице в соцсети Facebook: “Армения, Россия с тобой!”. А уже поздно вечером в понедельник состоялась телефонная беседа между премьер-министром России Дмитрием Медведевым с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Кареном Карапетяном.
И хотя жители Армении бурно и радостно отметили отставку Сержа Саргсяна (что стало самой яркой иллюстрацией отношения армянского общества к бывшему руководителю страны и десятилетним итогам его правления), во вторник начнется вторая и решающая часть борьбы Пашиняна с правящим режимом. И станет ясно, сумеет ли правящая РПА с новым лидером Кареном Карапетяном удержаться у власти или Пашинян трансформирует свою победу над Саргсяном в полную победу и над действующим режимом.
Сам лидер протестов заявил на митинге, что революция не может быть половинчатой: “Если Серж Саргсян и РПА надеются на то, что создастся ситуация, при которой они продолжат теневое управление, призываю их поскорее забыть об этом. Народ победил и эта победа должна быть признана однозначно, без условий”.
И первый ход этой новой партии 25 апреля сделают на своей встрече в среду, в 11.00, в гостинице “Марриотт” Карен Карапетян и Никол Пашинян.
А сама партия начинается на фоне тревожных новостей из зоны карабахского конфликта, где Азербайджан сосредоточил вдоль всей линии соприкосновения с Арцахом большое количество живой силы и военной техники. Вероятно, желая воспользоваться напряжённой внутриполитической ситуацией в Армении. На что были вынуждены отреагировать сопредседатели Минской группы ОБСЕ, в своем заявлении призвавшие стороны принять немедленные меры по сокращению уровня напряженности.
Айк Халатян