Опубликованные заметки бывшего министра иностранных дел Азербайджана Тофика Зульфугарова по проблемам карабахского урегулирования удивляют то ли пробелами в памяти, то ли тенденциозным умыслом. Об этом заявил чрезвычайный и полномочный посла в отставке, бывший сопредседатель МГ ОБСЕ Владимир Казимиров.
Бывший глава МИД Азербайджана Тофиг Зульфугаров раскритиковал идею «малых пакетов» договоренностей между сторонами карабахского конфликта, сославшись при этом на Казамирова.
«Не ясно, откуда он взял, что нынешние сопредседатели Минской группы занялись подысканием «малых пакетов» договоренностей между сторонами конфликта. Если бы так, то вряд ли это было бы вредно для давно буксующего урегулирования. Взвешенные размены, соразмерные взаимные уступки пошли бы на пользу дела уже хотя бы тем, что содействовали более конструктивному подходу сторон к спорным проблемам», - сказал Казаимиров, пишет news.am.
Суждения же Зульфугарова о ходе урегулирования в 90-е годы по меньшей мере Казимиров считает ошибочными. “Решение министров иностранных дел членов СБСЕ от 24 марта 1992 г. трудно считать мандатом Минской конференции, которая так и не состоялась (из-за чего стихийно и возникла Минская группа). На этот счёт в нем определен лишь круг её участников, да высказаны только самые общие благопожелания”, - сказал он.
Предложения России выработать тогда мандат Минской группы, по его словам, были сначала сорваны западниками, а 1 марта 1995 г. были всё же приняты, но в необычном виде - как мандат Сопредседателей Минской конференции (а не группы). “В нём ни слова об определении статуса Нагорного Карабаха. Самое близкое к этому - поощрять прямые контакты, включая, соответственно, и переговоры по существенным вопросам между сторонами в конфликте”, - сказалн экс-посол.
Таким образом, как он отметил, нет в этом документе никакого порядка определения будущего статуса НК самой Минской конференцией, кроме переговоров между сторонами “Похоже, что Зульфугаров лишь нагромождает тут помехи наиболее естественному в современности его определения путём референдума. И нет тут никаких препятствий для обсуждения будущего статуса НК в переговорах между сторонами, никакой привязки к самой конференции, которая неизвестно когда и состоится, да и состоится ли.
Не стоит и касаться нелепиц Зульфугарова насчёт моего удаления Примаковым от карабахских дел, потому что еле-еле уговорил тогда своего министра на новое назначение, так как уже было ясно, что быстрых результатов по Карабаху не будет”, - подчеркнул он.
Казаимиров также прокомментировал активные обсуждения вопроса расширения команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ посла Анджея Каспршика, которая проводит мониторинг в зоне карабахского конфликта.
“У меня несколько двойственное восприятие расширения персонала Каспршика. Вряд ли стоит мешать этому. Хуже-то не будет. А вот окажет ли это существенное реальное влияние на обстановку - под вопросом. Другие предложения по мерам доверия, по расследованию инцидентов, по снайперам могли быть эффективнее, но все помнят, какая сторона уклоняется от них”, - заключил он.