Президент США Дональд Трамп на днях в резкой форме пригрозил расторгнуть «ядерную сделку» с Ираном, заключенную ранее с “шестеркой” международных переговорщиков. Между тем, мировые державы, включая важнейших союзников Соединенных Штатов, подтвердили свою поддержку договоренности по ядерной программе Ирана.
Выход США из ядерной сделки, по мнению экспертов, может резко повысить уровень напряжения в регионе Ближнего Востока, что в свою очередь чревато непредсказуемыми последствиями, в том числе для соседнего региона – Южного Кавказа, где находится граничащая с Ираном Армения.
В речи, произнесенной в пятницу и выдержанной в резком тоне, президент Трамп назвал Иран фанатичным режимом и заявил, что Тегеран нарушает условия ядерного соглашения. Он обвинил Иран в финансовой поддержке терроризма и предложил ввести новые санкции. “Мы отказываемся и дальше идти по пути, который предсказуемо ведёт к насилию, террору и совершенно реальной угрозе ядерного вооружения Ирана”, - заявил американский президент, пишет «Би-би-си».
Международные наблюдатели считают, однако, что Иран полностью соблюдает соглашение. «Иранская сторона в полном объеме выполняет свои обязательства в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), согласованного с «шестеркой» международных посредников», - заявил в пятницу гендиректор Международного агентства по атомной энергии Юкия Амано. «Как я и сообщал Совету управляющих МАГАТЭ, Иран имплементирует все связанные с атомной проблемой обязательства в рамках СВПД», - отмечается в его заявлении, сообщает Интерфакс.
Министр иностранных дел России заявил, что сожалеет о решении президента Трампа, но считает, что это не приведет к прекращению действия соглашения. Китай пока не отреагировал на речь Трампа, но ранее Пекин призывал США к сохранению соглашения.
Британия, Франция и Германия отозвались на это, заявив, что соглашение с Ираном соответствует их общим национальных интересам в сфере безопасности. В заявлении ЕС говорится, что действующее соглашение не может быть денонсировано решением одной страны.
На заявление Трампа отреагировал и президент Ирана Хассан Рухани, подчеркнув, что США оказались в изоляции. «Может ли президент аннулировать многостороннее международное соглашение в одностороннем порядке? - заявил иранский президент. - Видимо, он не знает, что это соглашение - не двусторонний договор между Ираном и Соединенными Штатами». Ранее Роухани пригрозил, что в случае демарша США Иран оставляет за собой право возобновить свою ядерную программу.
Некоторые республиканцы, в частности Джон Маккейн, поддержали новую стратегию, предложенную Трампом. Маккейн заявил, что «долгие годы иранскому режиму в буквальном смысле все сходило с рук». А вот сенатор Боб Коркер считает, что подобные заявления Трампа нивелируют работу госсекретаря Рекса Тиллерсона, который прикладывает немало усилий для сохранения мирных дипломатических отношений. А также добавил, что Трамп разрывается между Пхеньяном и Тегераном, к хорошему это не приведет.
Соглашение, подписанное в 2015 году, было заключено между Ираном и шестью мировыми державами - США, Великобританией, Россией, Китаем, Францией и Германией. Оно ввело ограничение на ядерную программу Ирана в обмен на ослабление режима международных санкций.
Примечательно, что Трамп уже длительное время зондирует почву для расторжения «ядреной сделки». Сначала, он обвинял Иран, который является региональным противников Саудовской Аравии - союзника США (а Иран за последнее время существенно укрепился в регионе, что не может не беспокоить Саудовскую Аравию, которая в свою очередь является крупным клиентом американского ВПК), в покровительстве международного терроризма. Затем грозился объявить КСИР террористической организацией и обвинил Тегеран в финансировании Северной Кореи.
Между тем набирающий обороты в отношениях США и Ирана «ядерный ураган» вряд ли обойдет стороной Армению. «Как бы там ни было, Иран – страна-партнер Армении. Страна, отношения с которой у Республики Армения развиваются, крепнут и сулят неплохие перспективы. Соответственно, в случае втягивания Ирана в какой-либо военный конфликт результаты этого конфликта, так или иначе, скажутся и на Армении», - отмечает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин, добавив, что в случае резкого ухудшения ситуации в регионе роль Армении для Ирана, России и Китая резко возрастет.
«Армения считается тылом Ирана – той стороной, от которой не стоит ждать беды или провокации. Граница Ирана практически на всей ее протяженности (со стороны Турции, Ирака, Азербайджана, Туркменистана Афганистана и Пакистана) – неспокойна. Практически от каждой соседней страны Иран может ожидать враждебных или неоднозначных действий. От всех, кроме Армении. На границах целого ряда граничащих с Ираном стран в любой момент могут активизироваться различные радикальные силы исламистского или националистического толка, и только Армения в данный конкретный момент времени гарантирует надежность исполнения двусторонних договоренностей и отсутствия провокаций на границе.
И там, где Армения, незримо ощущается присутствие такой договороспособной и надежной державы, как Россия», - отмечает Лепехин.
На его взгляд, Китай, делающий ставку на реализацию масштабного проекта «Один пояс – один путь», внимательно присматривается к региону и уже незримо присутствует в тех странах Ближнего Востока и Закавказья, которые призваны сыграть важную роль в организации им межконтинентального транзита. «Активен Китай и в вопросах выстраивания прочных и дружественных экономических и иных отношений с Арменией, чем, безусловно, нужно воспользоваться. Полагаю, что именно Ереван мог бы стать тем хабом, который призван обеспечить стыковку ближневосточных геополитических интересов России (ЕАЭС), Китая и Ирана», - считает он.
Очевидно, что диалог между названными евразийскими державами будет способствовать не только стабилизации обстановки в регионе и его социально-экономическому развитию, но также укреплению безопасности самой Армении, пишет Лепехин в своей статье «Как удар по Ирану скажется на Армении: "ястребы" США вцепились в Тегеран»
С чего начинать эту стыковку? – задается вопросом он, и тут же отвечает на него: «С прямых контактов между парламентариями Армении, России, Ирана и Китая на площадках Народного Собрания Армении. Тем более что Армения вот уже полгода как парламентская республика. Ей и карты в руки».