В результате террористического акта в Афганистане на днях погиб грузинский военнослужащий, еще двое из грузинского миротворческого контингента были ранены. Между тем, в стране, чьи вооруженные силы в течение 7 с половиной лет участия миротворческих операций НАТО в Афганистане потеряли 30 человек убитыми и 130 ранеными, царит полная тишина по поводу этих потерь, раздающиеся изредка голоса протеста против “афганской миссии” тщательно заглушаются властями и их внешними спонсорами.
Высшие должностные лица Грузии – президент Георгий Маргвелашвили, премьер-министр Георгий Квирикашвили и глава парламента Ираклий Кобахидзе поспешили выступить с соболезнованиями семье погибшего Мдинари Бебиашвили. В своем заявлении Маргвелашвили «преклонился» перед «каждым грузинским миротворцем», назвав их участие в миротворческой миссии в Афганистане «службой родине». Но вряд ли эти слова могут стать утешением для семьи погибшего на чужбине от рук афганских боевиков грузинского военнослужащего. Объяснить семье гибель молодого человека в непонятной войне «службой родине», как минимум, странно.
Смысл войны в Афганисте трудно объяснить даже простому американцу. Операцию в Афганистане США начали в ответ на теракты 11 сентября 2001 года. Но парадокс в том, что среди террористов, устроивших взрывы, не было ни одного выходца из Афганистана. Из 19 террористов, которые захватили эти самолеты, пятнадцать были гражданами Саудовской Аравии, два человека прибыли из ОАЭ, а остальные были египтянами и ливанцами. Однако американская военно-политическая машина приняла решение бомбить Афганистан, впоследствии втянув туда союзников по НАТО и «партнеров» альянса. Напасть на Саудовскую Аравию по ряду причин Вашингтон не мог. Эр-Рияд - серьезный игрок на глобальном рынке энергоресурсов, продает нефть в долларах, является крупным покупателем американского вооружения, вкладывает средства в американские гособлигации и другие активы.
В “афганской миссии”, представляющей собой, по сути, оккупацию страны, участвуют контингенты из трех закавказских стран – Армении, Грузии и Азербайджана. Среди них Грузия – абсолютный лидер по численности своей воинской группировки.
Грузия вовлечена в «миротворческую операцию» с ноября 2009 года. До 2014-го года количество грузинских военных в Афганистане составляло 1675 человек. Это был самый большой контингент среди стран, не входящих в НАТО. Сейчас, в связи с общим сокращением и завершением операции, в Афганистане остаются 850 грузин, что опять таки - значимая цифра. Тбилиси таким образом за эти годы усердно служит надежным поставщиком пушечного мяса для «партнеров» из НАТО. Иного смысла участия в непонятной «операции» в Афганистане не просматривается.
Столь активное участие Грузии в “афганской миссии”, уровень военных потерь не вписываются и в логику сухого геополитического расчета. Присутствие грузинских войск в Афганистане не приближает страну к заветной цели – вступлению в НАТО и ЕС. В настоящее время никто из западных лидеров не берется рассуждать об этом серьезно.
«Говорить серьезно о вступлении Грузии в НАТО нецелесообразно, поскольку это для нашей страны нереально. Лидеры ведущих стран альянса прямым текстом говорят, что Грузия никогда не сможет вступить в эту организацию. Вспомним заявление экс-президента США Барака Обамы о том, что Украина и Грузия не просто не вступят в североатлантический блок, но даже не стоят на пути к этому. В том же духе высказывались лидеры Германии и Франции», - отмечает грузинский общественник, председатель «Общества Ираклия II» Арчил Чкоидзе.
На фоне тотального молчания грузинского общества в ответ на потери в Афганистане, бросается в глаза один любопытный эпизод, связанный с соедней Арменией. Недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о возможности применения сил ОДКБ и дислоцированных в Таджикистане, Кыргызстане и Армении военных баз России против террористической организации “Исламское государство”. Данное высказывание российского министра было принято некоторыми общественными группами и СМИ в штыки.
Данная реакция весьма плохо поддается логическому осмыслению хотя бы и потому, что российские ВКС воюют против ИГ в Сирии, где существует большая армянская диаспора, которая понесла немало потерь в результате действий исламистов. Подобно Грузии, и в Армении нет ярых противников участия страны в «миротворческой миссии» в Афганистане. Но при этом, даже гипотетическая идея втягивания армянских войск в сирийскую войну вызывает истерию. Возможно потому, что войну в Афганистане и информационную кампанию против России в Армении и соседних странах, спонсируют одни и те же люди и структуры.
Редакция ИАЦ VERELQ