Для развития Армении соотношение экспорта к ВВП должно достичь 30%, сейчас этот показатель составляет 18%. Это должно стать ключевой целью, в противном случае существенного развития в Армении не будет, ибо для страны с малой экономикой внутренний рынок весьма ограничен. Об этом в ходе круглого стола «Первые результаты членства Республики Армения в ЕАЭС» заявил руководитель Центра экономических исследований, член Евразийского экспертного клуба Ашот Тавадян.
По его словам, экспорт в 2016 году достиг $1,775 млрд., хотя в идеале необходимо довести эту цифру до $3 млрд., так как только в этом случае возможно решить социальные проблемы Армении, в том числе в военно-промышленной сфере. Экономист отметил, что ключевую роль в росте экспорта играет его структура. Основная перспектива роста экспорта готовой продукции, у которой высокий процент добавленной стоимости, это Россия. Объемы поставок в Россию и ЕС примерно равны: но в Евросоюз Армения экспортирует главным образом сырье.
«По данным Национальной статистической службы, объём экспорта за 2016г. составил $ 1791.7 млн., увеличившись за год на 20,6%. В 2016 экспорт из Армении в ЕАЭС вырос на 64%, при этом экспорт из Армении в Россию за 2016г. вырос на 65%. Фактически рост экспорта был обеспечен за счет роста экспорта в Россию, тем более при неблагоприятных ценах на цветные металлы, экспортируемые в основном в Евросоюз. В мае 2017г. экспорт Армении по сравнению с тем же периодом 2016г. вырос на 38.7%»,- представил он участникам круглого стола статистику, отметив, что такой показатель внушает оптимизм и позволяет предполагать, что бизнесу Армении удалось преодолеть те неопределённости в понимании процедур экспорта в страны ЕАЭС, которые существовали в 2015 году – в первый год членства Армении в Союзе.
Безусловно, подчеркнул Тавадян, эффект от вступления Армении в ЕАЭС можно считать позитивным, особенно на фоне санкций, применяемых к России, с положением с ценами на нефть, что конечно же является вызовом для ЕАЭС. В свое время эксперты прогнозировали, что после вступления в ЕАЭС прирост ВВП Армении может составить около 2%, но очевидно, сказал он, что прогнозы делались без учета непредвиденных обстоятельств. И сегодня можно с уверенностью говорить, что в 2015 году снижение ВВП было бы на 2% еще ниже, если бы Армения не стала членом ЕАЭС.
Одним из вызовов развитию ЕАЭС экономист назвал уровень коррупции в странах Союза, который, по классификации Transparency International, нельзя считать удовлетворительным:
«При максимально возможном индексе восприятия коррупции в 100 баллов, у Беларуси значение этого индекса равно 40 (79 место), у Армении 33 (113), а у других стран ЕАЭС еще ниже, в России и Казахстане 29 (131), а в Киргизии 28 (136). Быстрое преодоление критического порога оценки 50 индекса восприятия коррупции из возможных 100 баллов должно стать ориентиром для стран ЕАЭС. Необходимо разработать согласованные меры по противодействию коррупции, давно назрела необходимость антикоррупционной экспертизы, в особенности законов, регулирующих экономическую деятельность в странах ЕАЭС»,- заявил Ашот Тавадян.
В заключение он подчеркнул, что формирование ЕАЭС пойдет по лучшему сценарию, если ЕАЭС удастся осуществить ключевые требования договора о ЕАЭС и проводить скоординированную промышленную политику, согласованную налогово-бюджетную, денежно-кредитную, в особенности валютную политику. Также чрезвычайно важно разработать и согласовать меры по эффективному противодействию коррупции:
«Конечно тут играет свою роль координация социальной, да и внешней политики. Ключ от успеха от интеграции стран Евразии и укрепления их экономической безопасности в первую очередь находится в их руках»,- подытожил он.
В свою очередь руководитель исследовательского центра «Альтернатива», член Евразийского экспертного клуба Татул Манасерян заявил, что первые два года членства Армении в ЕАЭС подтверждают мысль о том, что предстоит огромная, многовекторная и координированная работа всех партнеров с целью превращения нового регионального блока в реальный центр силы в мировой экономике.
«Среди перспектив необходимо обратить внимание на внутренние ресурсы человеческие, финансовые, природные и т.д., и внутренние возможности, в том числе – конкурентоспособные товары и услуги, а также новую экономическую политику государства с учетом новых реалий. Армения отдает предпочтение инвестициям и реформам для обеспечения высокого и стабильного роста экономики, и замедление экономического роста в республике было обусловлено именно сокращением инвестиций в последние годы»,- заявил он.
Манасерян отметил, что для обеспечения высокого и стабильного роста армянской экономики в долгосрочной перспективе особый приоритет будет отдан привлечению инвестиций и структурным реформам, хотя, безусловно, при анализе реальных возможностей не следует упускать из виду интересы и региональных, глобальных игроков вместе с современными тенденциями и новыми возможностями в мировой экономике. Важное место, по его словам, занимает исследование вопросов, связанных с новой ролью России в мировой экономике и политике после прихода к власти в США администрации Дональда Трампа, а также взаимоотношения России с Турцией, Сирией, важными игроками в ЕС. Особое место для Армении занимает Иран после частичной отмены санкций Запада и в связи с постепенным реформированием экономики данной страны.
«Важную роль для развития экономики Армении играют не только тесные торгово-экономические отношения между Арменией и Россией, но укрепляющиеся связи между Москвой и Тегераном, а также намерение ИРИ создать действенные и эффективные связи со всеми членами ЕАЭС. Очевидно, что в новых политэкономических условиях Иран будет стремиться реализовать свои товары и услуги не только в Армении, так как армянский потребительский рынок не может быть удовлетворительным для иранской продукции. Учитывая деликатные и иногда не вполне предсказуемые взаимоотношения с Турцией, Азербайджном, Ираком, Афганистаном, Туркменистаном и Пакистаном, Иран может рассчитывать на поддержку Армении в выходе на рынок ЕАЭС с удобным географическим положением. Кроме того, Иран и ЕАЭС могут заключить временное соглашение, направленное на создание зоны свободной торговли и Армения активно содействует переговорному процессу между Евразийской экономической комиссией и Ираном»,- резюмировал Манасерян.