Совместная пресс-конференция главы МИД России Сергея Лаврова с госсекретарем США Реском Тиллесоном по итогам переговоров в Москве 12 апреля продемонстрировала, что, несмотря на общность позиций сторон по вопросу политического урегулирования сирийского кризиса, по некоторым важным вопросам подходы Москвы и Вашингтона не совпадают.
В первую очередь это возникшая ситуация вокруг недавнего химинцидента в Сирии и ракетного удара США по правительственным войскам, а также судьба президента САР Башара Асада. Вообще в центре переговоров находилась ситуация в Сирии.
Уход Асада – катастрофа или возможность?
Режиму сирийского лидера Башара Асада приходит конец, и он сам в этом виноват. Об этом заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон на пресс-конференции со своим российским коллегой Сергеем Лавровым по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран с президентом России Владимиром Путиным, передает EADaily.
«Россия является наиболее близким союзником в этом конфликте и может помочь Асаду понять эту реальность. Уход Асада должен произойти структурным, организованным образом, чтобы интересы всех общин страны были представлены за столом переговоров при нахождении политического решения. Политический процесс, который будет разрабатываться покажет, каким образом это произойдет. Мы понимаем, что это займет определенное время, но результат, нам кажется, не предусматривает роли Асада в государственном управлении Сирией. Международное сообщество этого не примет, мы этого не примем», - заявил Тиллерсон.
Примечательно, что некоторое время назад постпред США при ООН Никки Хейли и госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявили, что уход Асада «больше не является приоритетом для США», и его судьбу «должен решить сирийский народ». «Концентрироваться на Асаде так, как предыдущая администрация, мы не можем», - сказала она. Представители предыдущей администрации Барака Обамы неоднократно подчеркивали, что политический переход в Сирии должен быть связан с отставкой Башара Асада, что критиковалось Москвой.
Сергей Лавров, в свою очередь, напомнил о многочисленных случаях в истории, когда западные страны были зациклены на ликвидации того или иного авторитарного лидера. Ради того, чтобы убрать президента бывшей Югославии Слободана Милошевича НАТО развязала войну в центре Европы, после того, как повесили Садама Хусейна, Тони Блэр признался, что все поводы для вторжения в Ирак были ложными, после свержения и убийства Муаммара Каддафи Ливия превратилась в канал незаконной миграции и работорговли, указал глава МИД РФ.
«Эксперименты по смене так называемых диктаторов, тоталитарных, авторитарных лидеров мы уже проходили. Мы слишком хорошо знаем, чем это кончается. Позитивных примеров, когда свергался какой-либо диктатор и все шло как по маслу, я не припомню. В Сирии мы не делаем ставки на какую-то персону, ни на президента Асада, ни на кого-то другого. Все сирийцы должны сесть и договориться, судьбу Сирии должны определять сами сирийцы. Самое главное – не убрать того или иного персонажа с политической сцены, а договориться о том, как будет устроено сирийского государство, чтобы оно было демократическим и светским», - подчеркнул российский министр.
Россия в Сирии не делает ставку на Асада
Между тем Лавров отметил, что Россия в Сирии не делает ставку ни на президента страны Башара Асада, ни на кого-то другого. "Мы не делаем ставку на какую-то персону: ни на президента Асада, ни на кого-то другого", - отметил министр, передает ТАСС.
По словам Лаврова, для урегулирования ситуации важно "не убирать того или иного персонажа с политической сцены, а договориться о том, как будет устроено сирийское государство, чтобы оно было демократическим, чтобы оно было светским". "Чтобы в этом государстве все этнические, конфессиональные группы чувствовали себя защищенными, чувствовали себя справедливо представленными в органах власти", - подчеркнул глава внешнеполитического ведомства.
Российский министр отметил, что при достижении такого консенсуса, который требует разработки новой конституции, "вопросы судьбы отдельных личностей будут решаться гораздо более эффективно, без каких либо трагических последствий для государства, для страны, для народа". Министр подчеркнул, что свержение режима в Сирии может обернуться проигрышу в борьбе с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ).
"Надеюсь, что возобладают люди, которые извлекают уроки из истории, а с тем, кто и какие преступления совершает в Сирии, конечно, нужно разбираться, - сказал он. - Но, думаю, всему свое время, должны быть приоритеты. Приоритеты, которые мы недавно услышали из Вашингтона, а именно о том, что ИГ - это приоритет номер один и можно с ними справиться, не трогая режим Башара Асада". "Если с ИГ можно бороться и победить, не пытаясь свергать режим, то, свергнув режим, вполне можно не то, что не победить ИГ, но и проиграть ему, - подчеркнул глава МИД РФ. - Давайте будем руководствоваться здравым, прагматичным смыслом, а не эмоциями".
Как работать в Сирии?
Госсекретарь Рекс Тиллерсон остановился на дискуссии по сирийскому вопросу и пояснил, как каким образом обе страны будут работать в Сирии. "Говорили о вопросах Сирии, о тех областях, где наши мнения совпадают, - сказал он. - Мы выступаем за объединенную стабильную Сирию, в которой у террористов не будет возможности найти убежище".
Он также сообщил, что стороны договорились о том, каким образом обе страны будут работать в Сирии. "Будем продолжать обсуждать вопросы, связанные с урегулированием конфликта в Сирии", - подчеркнул дипломат. При этом, по словам госсекретаря США, темой, по которой позиции сторон расходятся, остается возможное применение химического оружия в Сирии. "Очевидно, это та тема, по которой мы расходимся, поскольку Россия настаивает на проведении объективного расследования", - сказал глава американского внешнеполитического ведомства.
В связи с этим Сергей Лавров заявил, что у него нет достаточно основательных свидетельств того, что именно сирийские власти применили химическое оружие, что стало причиной ракетного обстрела американцами аэродрома сирийских ВВС.
Рекс Тиллерсон, тем временем, подтвердил, что Соединенные Штаты имеют основания быть уверенными в том, что виновник химической атаки - сирийский режим.
Восстановить взаимное доверие
Вместе с этим у России и США есть понимание о необходимости восстановления доверия «США и Россия должны сделать все, чтобы восстановить взаимное доверие», - заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон. "Мы должны сделать все, чтобы восстановить доверие между нашими странами и приостановить их (отношений) деградацию", - сказал он.
Тиллерсон назвал встречи в Москве с президентом России Владимиром Путиным, а также с министром иностранных дел Сергеем Лавровым продуктивными, однако подчеркнул, что две крупнейшие в мире ядерные державы не могут позволить себе иметь столь плохие отношения, передает «Би-би-си». "Текущее состояние дел вместе с взаимоотношениями находится на очень низком уровне, и уровень доверия также находится на очень низкой точке, - отметил он. - Две ядерные державы не могут находится в таком состоянии".
Стороны договорились создать совместную рабочую группу. "Для того чтобы мы разрешили те вопросы, которые являются важными для всех нас, мы согласились создать рабочую группу по разрешению тех вопросов, которые требуют незамедлительного решения и стабилизации для того, чтобы перейти к разрешению более длительных и сложных вопросов", - сообщил госсекретарь США.
Госсекретарь США сообщил, что главы внешнеполитических ведомств России и США в ходе беседы "говорили о подходах, том, каким образом можно улучшить линии связи". "Мы говорили о состоянии дел в Сирии, поделились своими позициями по тому, каким образом Россия и США могут продвигаться сегодня вперед, - сказал Тиллеросн. - Также мы с министром Лавровым провели длительную дискуссию по тем вопросам, которые требуют незамедлительного влияния, а также по вопросам, которые требуют более длительного решения. Мы понимаем, что улучшение отношений между нашими странами понадобится для того чтобы разрешить те вопросы, по которым наши мнения различаются".
"Договорились о том, что должны быть линии связи между старшими руководителями как на дипломатическом, так и на военном уровнях", - пояснил Тиллерсон. "Существует ряд вопросов, по которым наши мнения различаются, - отметил госсекретарь. - Естественно, есть вопросы, которые имеют глобальные последствия, которые требуют разрешения, некоторые вопросы носят двусторонний характер".