Впервые с момента обретения Арменией независимости, в июне этого года мы пойдем на ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ выборы. Во все предыдущие годы, независимо от напряженности в отношениях, наши выборы носили внутриполитический, иногда политический, клановый, иногда идеологический характер, но никогда не становились переломным моментом в развитии цивилизации.
Во все предыдущие годы, вне зависимости от напряженности в отношениях, наши выборы носили бытовой, иногда политический, клановый, редко - идеологический характер, но они никогда не были цивилизационным рубежом.
На 35-й год обретения независимости мы стоим перед цивилизационным выбором. И это факт, который мы должны глубоко осознать.
Есть вещи, которых уже не существует
Коллективная оппозиция должна это понять и соответствующим образом сформулировать свою миссию. Больше нет Армении, существовавшей до 2018 года, как и нет того мира. Есть 2026 год, и есть его реалии. Тот, кто этого не понимает, естественным путем будет отвергнут. Но меня волнуют не они, а Армения.
Армения должна выстроить новые внутренние отношения, новые региональные отношения и новую внешнюю политику. Если мы этого не сделаем, вместо нас их выстроят другие. Если нужна детализация, то вот она: мы должны выстроить новые отношения как с Россией, так и с Ираном, Грузией и Западом. Мы должны выстроить новые отношения с Азербайджаном и Турцией.
Для Армении важнейшей задачей является установление продуманных, правильно рассчитанных, нормальных отношений с Азербайджаном и Турцией, что означает дальнейшее корректное управление нынешней ситуацией "неВойна". Эта исключительная возможность дана следующей власти Армении, при условии, что всё это будет переосмысленно.
Далее необходимы очень существенные шаги на пути к построению современного государства – компетентные, смелые, без оглядки назад. В основе этого должны быть правильная экономическая политика и резкие изменения в демографической ситуации страны, волна репатриации. Не сделай мы этого, не успеем и глазом моргнуть, и даже сегодняшняя Армения станет мечтой.
Вынужденный выбор
Действующая власть сама предложила, в некотором смысле даже навязала цивилизационный свой выбор - жизнь без стрельбы под эгидой тюркского мира. Это стремительными темпами повлечет за собой экономическую экспансию и необратимое нарушение демографического баланса за счет «переселения» сотен тысяч азербайджанцев. Повторюсь - это произойдет очень быстро.
Коллективная оппозиция, особенно её ключевые игроки, должна адекватно отреагировать и представить народу альтернативу цивилизационного выбора, а именно: маленькое, суверенное, достойное государство, которое устанавливает хорошие отношения со всеми соседями, выводит страну из карты международной эскалации и ведет интенсивную политику построения современного государства.
Мы достигли рубежа, когда оскорбления в адрес Никола стали бессмысленным занятием, ничего не дающим государству. Проблема уже не в человеке, даже не в причиненном им ущербе, а в выборе цивилизационной оси в данный момент. Мы должны сделать выбор внутри себя и для себя: мы - нация, которая мирится с наличием святых отцов в тюрьмах, нация, которая терпит нападки на церковь, или же нет? Вероятно, оба варианта - это выбор, но какой из них нам следует сделать?
Мы выбираем формулу жизни «бензин против поражения» или путь восстановления, выпрямления спины? Это и есть цивилизационный выбор, который необходимо четко обозначить. Более того, заставить собственное общество сделать этот выбор и есть задача коллективной оппозиции. Сформировать ситуацию, в которой никто не сможет избежать выбора. Общество должно взять на себя ответственность за свою будущую судьбу.
В этом контексте крайне важно, чтобы основные оппозиционные команды формировались на основе представительской, командной логики, а не по признаку клана или свиты. Существует ли такое понимание? Трудно сказать.
И очень важно, чтобы основные команды коллективной оппозиции завоевали доверие избирателей, а не эмоции в обмен на приятные привилегии.
Для достижения прорыва в этом цивилизационном переломном рубеже необходимо подлинное, неманипулятивное общественное доверие.
Ваге Ованнисян
Группа альтернативных проектов