По распоряжению Его Святейшества Гарегина Второго, Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян, по итогам обсуждений в Верховном духовном совете, прошедших 4–7 ноября, с 10 по 12 декабря созывается Собор епископов для рассмотрения последних событий вокруг Армянской Апостольской Святой Церкви и вопросов, касающихся внутрицерковной жизни.
Этот Собор, без преувеличения, имеет переломное значение.
Здесь уже не первостепенны текущие административные или дисциплинарные вопросы.
Налицо серьезное испытание канонического уклада, авторитета и суверенитета института Церкви, обусловленное направленным давлением властей и возникшим вследствие этого внутренним расколом.
10 сеющих раскол и непокорных епископов требуют отставки Верховного Патриарха, фактически став инструментом в руках властей.
Их шаги противоречат церковной традиции и направлены на создание раскола внутри Первопрестольного Эчмиадзина.
С другой стороны, находящиеся в неволе архиепископ Микаел Аджапахян и архиепископ Баграт Галстанян требуют прекратить пребывание в должности предводителей, проявивших раскольническое поведение, подчеркивая, что их действия сами по себе уже являются приговором для их статуса.
Этот внутренний кризис сопровождается с каждым днем усиливающимся давлением властей на Церковь и Католикоса посредством административных, пропагандистских и политических механизмов.
Всё это нацелено на ослабление того института, который веками был одним из носителей нашей идентичности и сопротивляемости.
Какие сценарии возможны на Соборе епископов?
♦ Восстановление канонического порядка
Собор восстанавливает внутренний правопорядок, и в отношении епископов, проявивших раскольническое поведение, применяются соответствующие меры.
В случае такой развязки Церковь выходит из кризиса сравнительно сплоченной и с внутренней стабильностью.
♦ Углубление разделительных линий
Если сеющие раскол епископы не примут решений Собора, конфликт может перейти в фазу открытого противостояния.
Для властей это развитие событий наиболее выгодно: правительственная пропаганда использует это, представив кризис Церкви как «внутренний бунт».
♦ Управление кризисом
Если в ходе обсуждений будут найдены внутренние механизмы согласия и развязки, возможно избежать открытой конфронтации.
В случае компромиссов сохраняется внешнее единство Церкви, а часть давления нейтрализуется.
По большому счету, без реальной субъектности общества и его активного позиционирования невозможно затормозить антицерковную и антиконституционную линию Никола Пашиняна.
Предстоящий Собор епископов уже стал важнейшим фронтом национального сопротивления, борьбы за конституционность и мерилом самосознания общества.
Конечный итог этого Собора существенно повлияет не только на внутреннюю жизнь Церкви, но и на логику предстоящих политических и общественных развитий в Армении.
Политолог Сурен Суренянц