Накануне в Ереване состоялся круглый стол на тему «ЕАЭС - союз суверенных государств: органы управления, этапы и перспективы развития», в ходе которого участники - члены Евразийского экспертного клуба обсудили перспективы развития Евразийского экономического союза в условиях давления Запада.
Основной посыл обсуждения - Союз, несмотря на внешние факторы и политическое давление, продолжает уверенно развиваться и идти к своей цели – расширяя границы региональной интеграции. По мнению экономиста Ашота Тавадяна, глобализация и региональная интеграция могут стать инструментами достижения более быстрых темпов экономического роста – в зависимости от того, какие конкретно механизмы и факторы и того, и другого задействованы в качестве драйверов развития. «Глобализация расширяет возможности для экспортно-импортных операций, обмена технологиями. В то время как региональная экономика, например, за счет сокращения транспортных издержек и различных оптимизаций взаимодействия субъектов рынка может генерировать эффекты, способствующие экономическому росту»,- отметил он.
Тавадян заявил, что регионализация в пространстве Евразии, как показывает практика, становится более адекватной экономической политикой, чем глобализация, хотя установление отношений между глобализацией, как феноменом общепланетарного характера и реакцией конкретных объектов (новых независимых государств постсоветского пространства) на неё нуждаются в примирении, во взаимоувязке, в гармонизации.
«На первый план в процессах глобализации выдвигается сетевая глобализация, подразумевающая формирование многополярного мира, основными полюсами и субъектами которого станут крупнейшие мировые державы (США, Китай, Индия) и региональные объединения – Евросоюз, ЕАЭС и, возможно в перспективе, МЕРКОСУР, НАФТА, АСЕАН и т.д. Россия – не единственная страна, элиты которой с разной степенью активности стремятся избежать поглощения национальной экономики глобальным рынком, но, пожалуй, единственная из стремящихся к суверенности постсоветских стран, позиция которой достаточно значима в геополитическом масштабе. Таким образом, поиск и обретение Россией и группой взаимосвязанных с ней евразийских стран суверенной и эффективной экономической модели становится не просто способом выживания, но предметом так называемой Большой геополитической игры».
По словам экономиста, альтернативами глобальной экономической теории становятся концепты многополюсной модели глобализации мировой экономики и региональной экономической интеграции. А в данном контексте ЕАЭС – это региональный проект, задачами которого становятся защита внутренних рынков группы постсоветских стран от наступления глобального и агрессивного мегарынка.
«ЕАЭС и иные форматы постсоветской интеграции – очевидная альтернатива глобальным игрокам не только в «территориальном» разрезе, то есть по линии соприкосновения «глобальный-региональный», но также в содержательно-качественном смысле. Включение в процесс формирования евразийской экономики в качестве полноправного участника – это серьезный шанс не только для Армении, но также для целой группы государств постсоветского пространства, включая Россию, стремящихся к сохранению возможностей и перспектив на устойчивое и сбалансированное экономическое развитие. И это тот тренд, который является сегодня, может быть, самым ценным и актуальным в мировой экономике», - заявил он, подчеркнув, что сегодня просто необходимо скорректировать приоритеты экономической политики, четко определить и согласовать ее цели, сформулировать новую модель развития экономики для стран ЕАЭС и спрогнозировать ожидаемые результаты. «Это необходимо России, и особенно другим членам ЕАЭС, ибо страны с малой экономикой, как показывает и мировой опыт, обычно не могут занять достойную нишу в сфере современной индустриализации без емкого рынка, согласованной экономической политики и сложения своего финансового и ресурсного потенциала»,- резюмировал Тавадян.
Основная нагрузка разработки и реализации общей стратегии развития ЕАЭС ложится на Россию. Такого мнения придерживается участник круглого стола историк Марут Вардазарян. По его словам, при этом должны учитываться белорусские пятилетние планы развития, а также, Казахстанская программа индустриализации, соответствующие планы развития в Армении и Киргизии.
«Оценивая возможности российского направления многостороннего экономического сотрудничества на постсоветском пространстве, необходимо признать, что эффективное поступательное развитие по интеграционной траектории могут обеспечить либо политические меры по форсированной модернизации экономик стран-партнеров в качественные изменения их производственно-экспортного профиля»,- отметил он.
Вместе с тем характеристика ЕАЭС с точки зрения внешнеторговых показателей интеграционного взаимодействия является неоднозначной. В целом, указал он, наблюдается низкий удельный вес экспорта в страны-партнеры и импорта из этих стран в общих объемах экспорта и импорта. Что касается взаимных инвестиций, то в странах ЕАЭС повсеместно происходит улучшение условий ведения бизнеса в результате упрощения процедур создания предприятий. Тем не менее, на этом направлении существует много нерешенных проблем, что, по мнению Вардазаряна, отражается на уровне привлечения зарубежных инвестиций, в том числе взаимных инвестиций стран-партнеров.
«Реализация интеграционных проектов может быть успешной лишь в том случае, если в наличии имеется благоприятное сочетание характеристик экономической и политической системы стран-членов. Принципиальное значение для успеха интеграции имеет сходства стран-участниц по уровням развития, при этом они должны быть достаточно высокими, чтобы обеспечить значительный эффект от объединения рынков. Для интеграционных проектов принципиальную роль играют возможность проведения единой политики в случае возникновения кризисов, что предполагает наличие сходной реакции экономик стран-членов на внешние макроэкономические процессы»,- заявил он, также отметив роль приоритетов безопасности в реализации интеграционных проектов. Он подчеркнул - даже самый выгодный в экономическом плане интеграционный проект не может быть реализован в ущерб интересам безопасности. В этом смысле общность соответствующих интересов у стран-членов повышает шансы на успех интеграционного проекта.
«Расширение и повышение качества кооперации, основанное на понимании структурной составляющей глобальных экономических перемен, позволит государствам-членам ЕАЭС выработать четкую парадигму совместного развития, основанного на конкурентных преимуществах всех и каждого», - подчеркнул Вардазарян.
По мнению эксперта по международным отношениям Григора Баласаняна, из-за давления США и ЕС странам ЕАЭС важно иметь согласованную стратегию. Важное значение имеет взаимодействие стран ЕАЭС с Евросоюзом, ВТО и иными международными экономическими объединениями, хотя прошлое показало, что США и ЕС в этом плане применяют двойные стандарты. Как бы там ни было, отметил он, политическое давление на страны ЕАЭС со стороны США, ЕС, других государств и международных структур свидетельствует о том, что странам евразийского пространства важно иметь ясную и согласованную долгосрочную экономическую стратегию, позволяющую при вступлении в ВТО максимально защитить собственные экономические интересы.
«Оптимальным, в этом смысле, было бы для стран-членов ЕАЭС вступить в ВТО коллективно и после того, как в рамках евразийской интеграции будут сформированы полноценные и защищенные региональным законодательством единые таможенные и валютные территории»,- заявил Баласанян. Участник круглого стола также констатировал, что отношения ЕАЭС и ЕС непростые, европейские чиновники занимают в отношении организации откровенно враждебную или же настороженную позицию и связывают с урегулированием отношений с Россией.
Подготовила Лия Ходжоян