Недавние переговоры президентов Армении и России в Москве, которые эксперты назвали "сверкой часов" перед парламентскими выборами в Армении, стали предметом активных обсуждений. Визит в целом носил яркий предвыборный окрас. Тему выборов и конституционных реформ в Армении, как в ходе переговоров, так и на встрече с прессой дважды затронул российский лидер.
Интерес российской стороны понятен. В Армении кардинально меняется государственный строй правления и расширяется круг лиц, участвующих в принятии важных политических решений. Так всегда бывает в парламентских системах правления. Это, как минимум вызывает интерес у стратегического партнёра Армении и ему явно не помешало бы с первых рук получать информацию о текущих процессах. С другой стороны остается шаткой ситуация как в большом регионе (Кавказ и Ближний Восток), так и в зоне нагорно-карабахского конфликта. Немаловажной проблемой является экономические трудности, которые испытывает предвыборная Армения. Поддержка основного торгово-экономического партнёра и военно-политического союзника– тема весьма актуальная и важная для Армении. В связи с этим не случайно, что в рамках российского визита президента Сержа Саргсяна, в Москву направились также военно-политический и экономический блоки правительства армянского государства.
Даже при беглом взгляде в достигнутых договорённостях и заявлениях можно заметить следующие важные нюансы. Во-первых, российская сторона согласилась вести торговые операции с Арменией в рублях и был заключен меморандум о создании совместного инвестиционного фонда. Во-вторых, в рамках встречи с главой Генштаба ВС Армении Мовсесом Акопяном его российский коллега Валерий Герасимов сделал весьма примечательное заявление о роли дислоцированной в Армении 102-ой российской военной базы. “На территории Армении успешно функционирует 102-я российская военная база, которая служит гарантом региональной безопасности”, - сказал Валерий Герасимов. Его заявление эксперты и обозреватели восприняли как фактический анонс на «расширение» зоны ответственности российской военной базы до региональных масштабов.
Карабах под зонтиком российской базы?
На фоне роста напряжения в зоне карабахского конфликта в российских государственных и окологосударственных СМИ стали чаще появляться интервью армянских и карабахских первых лиц о возможности и вариантах применения поставленных в Армению российских ОТРК «Искандер» против Азербайджана в случае войны. «Такие сообщения, появляющиеся в российской государственной прессе, нельзя считать случайностью. Думаю, именно таким образом Россия посылает определенный мессадж Азербайджану о возможных губительных последствиях новой войны в зоне карабахского конфликта», - считает эксперт Института Кавказа, политолог Сергей Минасян.
С ним согласен российский политолог и эксперт по Кавказу Александр Скаков. Он считает заявление Герасимова о региональной роли российской базы в Армении, некоторым расширением зоны ее ответственности. Данное заявление, по словам Скакова, имеет двоякое значение: «С одной стороны безопасность Армении нельзя представлять в отрыве от региональных процессов. Она сильно завязана на соседние Армении государства. С другой стороны, кроме Армении есть и Нагорный Карабах, который формально не является ее частью. В данном случае слова Герасимова могут быть истолкованы как некое расширение зоны ответственности российской военной базы, в том числе в сторону Нагорного Карабаха».
Цель подобных заявлений и сообщений, считает наш собеседник, не допускать повторения событий начала апреля прошлого года. «В связи с этим Россия с одной стороны пытается удержать стороны конфликта от войны, с другой сблизить их подходы для укрепления мира в регионе. Именно поэтому российская сторона продолжает настаивать на том, чтобы «постапрельские договоренности» между президентами Армении и Азербайджана в Вене и Санкт-Петербурге исполнялись. Адресатом этих заявлений является Баку, который, собственно говоря, и тормозит реализацию этих договоренностей», - сказал Скаков, между тем в контексте стабильности в регионе указал также на слова Путина в ходе встрече с Саргсяном о предстоящих в Армении выборах в контексте транзита государства к парламентской системе правления.
«Выборы и транзит государственной модели правления в Армении Россию интересует в первую очередь с точки зрения стабильности страны. Понятно, что если в Армении будет дестабилизация ситуации, это негативно отразиться на ситуацию в регионе и может спровоцировать Баку на определенные агрессивные телодвижения в зоне конфликта», - пояснил он. В целом визит Скаков оценивает как сверку часов двух президентов перед началом выборов в Армении и претворением в жизнь прошедших конституционных реформ. «В связи с этим вопросы возникают в Москве. Все знают, какая непростая социально-экономическая и политическая ситуация сложилась в Армении. Отсутствие оппозиции является беспокоящим фактором, и на этом фоне достаточно низкий рейтинг действующей власти в Армении. Видимо, российскому руководству хотелось получить комментарии с первых рук», - резюмировал Александр Скаков.
Торговля без доллара?
Интересным моментом итогов армяно-российских переговоров стало также соглашение о том, что Армения и Россия могут перейти на взаиморасчеты в нацвалютах. Об этом на встрече с прессой по итогам переговоров с Сержем Саргсяном заявил Владимир Путин. Означает ли это, что Армения может закупать газ и нефтепродукты у России в рублях без оглядки на курс доллара? Именно этим вопросом задаются экономисты и наблюдатели в Армении.
Директор Института проблем глобализации, российский экономист Михаил Делягин считает, что страны спокойно могут вести взаиморасчеты в рублях, но на первых порах это будет происходить с оглядкой на курс доллара. «Вести расчеты в рублях вообще проблем нет, их можно в России спокойно менять на доллары по текущему курсу. А вот вести торговлю в драмах (нацвалюда Армении – ред.) проблематично. Что мы будем делать с ними? Разве что проинвестировать обратно в экономику Армении», - сказал Делягин в беседе с VERELQ.
Между тем нужно учитывать, что полный переход к рублевым взаиморасчетам будет плавным и поэтапным.
«Газпрому» приятнее было бы вести расчеты в рублях, но цены фиксировать с инвалюте. Однако если будет политическое решение цены можно фиксировать в рублях. Понятно, что цены на российский газ в Армении все-равно не будут на уровне внутрироссийских, поскольку есть вопрос стоимости транспортировки, транзитной маржи и распределения в самой Армении. Мы с Белоруссией здорово нарвались, когда шли ей навстречу по этому вопросу. Думаю, здесь большую инициативность и активность должна проявлять армянская сторона, чтобы были выработаны механизмы перехода от цены торговли в долларах к рублю. Нужно здесь разбираться с «Газпромом» и без стимулов со стороны Армении мы этого делать само собой не будем», - сказал экономист.
Между тем на его взгляд, главной проблемой армяно-российских торгово-экономических отношений и российской экономической политики в регионе является не торговля в рублях, а отсутствие железнодорожного сообщения.
«Вот если бы удалось как-то договориться по перезапуску абхазского участка Транскавказской железной дороги или в случае решения нагорно-карабахского конфликта осуществить транзит грузов в Армению через Азербайджан – пусть даже в запломбированных вагонах – это можно было бы считать большим успехом. На мой взгляд именно этот вопрос является центральным аспектом всей закавказской политики России. Однако насколько я понимаю, это тема на переговорах Саргсян-Путин в явном виде не поднималась. Здесь пока что все стоит на тормозах. В свое время прежнее руководство РЖД было готово обсуждать этот вопрос, однако новое руководство корпорации скорее всего сконцентрировано на решении своих внутренних проблем», - заключил он.
Аршалуйс Мгдесян, специально для ИАЦ VERELQ