Покушение на автономию
Российский политолог Сергей Маркедонов в своем Телеграм-канале "Донской Казак" пишет:
1. Понедельник 14 апреля выдался для Гагаузии тяжелым. Не как метафора, а в прямом смысле этого слова. Конституционный суд Молдавии принял решение об исключении Народного собрания (парламента) Гагаузской автономии из процесса назначения регионального прокурора. Комментарий главы КС Домники Маноле звучит как жесткий приговор: решение окончательное. И обжалованию не подлежит! Впрочем, анализу оно подлежит вполне, чем мы, собственно и займемся!
2. Сразу оговоримся и определимся в координатах. Речь идет не о простом формально-правовом решении. И кейс прокурора Гагаузии - это лишь отдельный элемент большой мозаики. КС не просто урезал права гагаузских парламентариев, он отреагировал на запрос молдавского генпрокурора Иона Мунтяну о признании статьи 21 Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии» неконституционной. Речь таким образом идет не о гражданско-правовом споре, а политически мотивированном решении.
3. Гагаузия уже три десятилетия обладает особым статусом в составе Молдавии. И все это время ее считали «историей успеха», примером «мирной интеграции», противопоставляли «деструктивным приднестровским сепаратистам» и другим де-факто образованиям СНГ. Мол де можно самоопределяться без сецессии и конфликта. Наверное можно, и в теории и на практике, если не пытаться привести многоставное общество к единому знаменателю.
4. Однако у Майи Санду и ее команды другие представления о прекрасном. Сегодня лично госпожа президент и ее сторонники объясняют свою жесткость в отношении к оппонентам фактором СВО. Вот если бы не «русская агрессия против Украины», говорят они, не стали бы мы прессовать наших критиков. Но вот беда, оправдывают свои действия Санду и К, все враги его высокопреосвященства госпожи президента как на подбор-«марионетки Москвы». С помощью этого псевдоаргумента и проводятся «зачистки». И планка последовательно повышается. Сначала избранного всенародно главу Гагаузии демонстративно не включают в состав кабмина, затем и вовсе арестовывают, а теперь берутся фактически за демонтаж автономии. Не сразу, по частям, но «обжалованию это не подлежит».
5. Из своей президентской виктории, которая показала глубокий общественно-политический раскол в Молдавии Майя Санду сделала ошибочный вывод. Она пошла не по пути гражданского примирения, а лишь углубления санации. И неслучайно ее главный оппонент по избирательной гонке, уступивший ей в пределах статпогрешности Александр Стояногло выступил против решения КС. Понятное дело, за его мнением стоят и многие тысячи рядовых молдаван.
6. Но Санду- не стратег, а тактик. Она решает сиюминутную задачу. На носу масленица парламентские выборы. Уступить на них в парламентской республике может и не смерти подобно, но опасно. Где гарантия, что ты, поклонник санации не получишь тем же, чем сам отмерял для других? Судьба Саакашвили стучит во взволнованные сердца тех, кто своим фирменным стилем сделал «борьбу с российским империализмом». Таким образом, молдавские власти с успехом продолжают старую линию- санацию. А оппозиция? Что оппозиция, снова погружена во фрустрацию и прокрастинацию! Дело привычное!