Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян рассказал о текущем состоянии армяно-турецких отношений после встречи с турецким коллегой Хаканом Фиданом, подчеркнув, что стороны видят потенциал не только для восстановления дипломатических связей, но и для развития существенного межгосударственного сотрудничества.
В своем недавнем интервью CivilNet глава МИД Армении Арарат Мирзоян поделился подробностями встречи с министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом, состоявшейся в рамках дипломатического форума в Анталии, проходившего 11-13 апреля.
Мирзоян отметил, что в армяно-турецких отношениях уже есть ряд реализованных договоренностей, хотя некоторые пока остаются невыполненными. «Например, мы, по сути, считаем решенным вопрос использования воздушного пространства. Мы совместно рассмотрели состояние пограничной инфраструктуры Маргара-Алиджан. Армянская сторона также провела работы по модернизации инфраструктуры там», – пояснил министр.
По его словам, активно ведутся совместные исследования состояния железнодорожного перехода Гюмри-Карс и других инфраструктурных объектов. Недавно специалисты из различных ведомств встретились в рамках работ по восстановлению исторического моста Ани.
В то же время глава армянского внешнеполитического ведомства указал на нереализованные договоренности, в частности, открытие границы для граждан третьих стран и граждан Армении и Турции с дипломатическими паспортами. «Это процесс, некоторые вещи продвигаются быстро, некоторые – медленно. Но есть общее понимание, что диалог касается полной нормализации отношений, установления дипломатических связей и открытия границы», – подчеркнул Мирзоян.
Особенно важным министр назвал то, что обе стороны видят потенциал не только для установления минимальных отношений, но и для значительного межгосударственного торгового сотрудничества, реализации транзитных возможностей и совместных энергетических проектов. «По некоторым вопросам международной политики наши позиции вовсе не так далеки друг от друга, как может показаться. Наоборот, иногда они довольно близки», – отметил он, указав в качестве примера некоторые аспекты ближневосточной повестки.
Отвечая на вопрос о влиянии армяно-азербайджанских отношений на переговоры с Турцией, Мирзоян признал, что процесс нормализации между Арменией и Азербайджаном является частью контактов с Турцией. «Могу сказать, что в контексте армяно-турецкого диалога турецкая сторона предполагает определенные ограничения в темпе выполнения договоренностей, обусловленные армяно-азербайджанскими отношениями», – отметил министр.
При этом он подчеркнул, что подход Армении иной: «Мы считаем, что прогресс в армяно-турецком направлении окажет свое положительное влияние на армяно-азербайджанское урегулирование». Несмотря на эти различия в восприятии, Мирзоян видит готовность турецкой стороны оказывать полезное, благоприятное влияние на процесс нормализации в регионе.