31.03.2025
Сюник как триггер: США пытаются сдержать возможный конфликт с участием Ирана?
prev Предыдущие новости

ЕАЭС, ОДКБ и экономика: чем может обернуться политический дрейф Еревана

Насколько реалистичен сценарий «пересмотра всего комплекса экономических отношений» между Москвой и Ереваном? Каков экономический риск для Армении при сокращении взаимодействия с ЕАЭС, учитывая масштаб текущего товарооборота с Россией? Как возможное ухудшение отношений между Ереваном и Москвой может отразиться на трудовых мигрантах?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил армянский экономист Грант Микаелян.


Москва предупреждает: дружба с ЕС — минус торговля с ЕАЭС


— Вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил, что Москве придется пересмотреть весь комплекс экономических отношений с Ереваном, если Армения идет в Европейский союз (ЕС). Насколько реалистичен сценарий «пересмотра всего комплекса экономических отношений» между Москвой и Ереваном? Что это может означать на практике?


— Тема того, что экономические отношения могут стать жертвой политических разногласий, поднимается уже не в первый раз. В Москве утверждают, что сотрудничество в экономической сфере невозможно отделить от взаимодействия в области безопасности — они, по мнению российской стороны, взаимосвязаны.


Поэтому, если официальный Ереван считает экономическое сотрудничество выгодным, он должен учитывать это и при выстраивании отношений в сфере безопасности. Такова позиция Москвы. Теперь — к вопросу о пересмотре всего спектра отношений.


С одной стороны, утверждается, что между Европейским и Евразийским союзами существуют определённые противоречия. Поскольку обе структуры представляют собой замкнутые зоны свободной торговли, то наличие страны, одновременно входящей в обе, нарушает их целостность. Поэтому, естественно, их совмещение невозможно.


Однако, учитывая, что у Армении в действительности нет реальных перспектив вступления в Европейский союз, это обсуждение в значительной степени носит спекулятивный характер. Тем не менее, сейчас Москва формулирует свою позицию более чётко, подразумевая, что само по себе движение Армении в сторону ЕС, набравшее темп в последнее время, уже воспринимается ею как проблема — особенно в контексте того, что у Москвы постепенно освобождаются руки на украинском направлении.


Разумеется, война ещё не завершена, но постепенно начинают вырисовываться контуры будущего урегулирования. Что же на практике может означать пересмотр комплекса экономических отношений? В первую очередь — это отмена всех льгот, которые Россия предоставила Армении в экономической, энергетической и других сферах.


Эти льготы весьма существенны, поскольку в значительной степени способствовали росту экономики Армении за последние десять лет. Я не утверждаю, что именно они были главным фактором, но определённый заметный вклад — порядка 20% от нынешнего ВВП — они обеспечили. Соответственно, их потеря станет, разумеется, крайне болезненной для Армении.


То есть, речь идёт в первую очередь об ограничении свободной торговли и пересмотре членства в Евразийском союзе. Например, Москва может попытаться выдвинуть формулировку, согласно которой, если Армения замораживает своё участие в ОДКБ, то в ответ замораживается её членство в Евразийском союзе. Хотя остаётся открытым вопрос, поддержат ли такую позицию другие члены, думаю, что за последние несколько месяцев дисциплина внутри ЕАЭС усилилась, и скорее поддержат, чем нет. Поэтому, на мой взгляд, основной удар придётся именно по свободной торговле.


Грузия смогла — Армения не сможет: почему разрыв с Россией станет ударом


— Каков экономический риск для Армении при сокращении взаимодействия с ЕАЭС, учитывая масштаб текущего товарооборота с Россией?


— Что касается экономических рисков и текущего товарооборота, следует учитывать, что он во многом носит конъюнктурный характер и обусловлен новой транзитной ролью Армении, которая, к тому же, скорее всего, будет недолговременной.


Уже в феврале 2025 года экспорт по сравнению с февралем прошлого года сократился втрое. Это как раз свидетельствует о снижении транзитной роли Армении. Поэтому я бы не стал напрямую связывать нынешние объёмы торговли исключительно с устойчивыми экономическими отношениями.


Очевидно, что потеря Арменией льготного доступа на российский рынок может повлечь за собой серьёзные последствия.


О каких именно последствиях идёт речь? Прежде всего пострадают товары с добавленной стоимостью — продукция, производимая реальным сектором армянской экономики. В первую очередь речь идёт об агропромышленном комплексе.


Этот сектор понесёт серьёзный, возможно, непоправимый ущерб в случае утраты доступа к российскому рынку. Мы уже наблюдаем ряд негативных изменений — в частности, приток инвестиций из России фактически прекратился. Также возможен пересмотр цен на газ. В целом, у Москвы достаточно экономических рычагов для давления на Ереван. Подсказывать не буду. Я лишь обсуждаю те варианты, которые уже находятся в публичном обороте.


Как бы то ни было, Армения не сможет компенсировать ущерб от потери нынешних экономических отношений с Россией — это факт. Грузия в середине 2000-х также в значительной степени утратила экономические связи с Россией, но сумела их частично компенсировать. Армения же не сможет этого сделать. Существует довольно много различий, объясняющих почему.


Москва может ужесточить миграционные правила для Армении


— Граждане Армении могут по облегчённой схеме трудоустраиваться в России благодаря участию страны в ЕАЭС. Как возможное ухудшение отношений между Ереваном и Москвой может отразиться на трудовых мигрантах? Можно ли ожидать изменений в правилах пребывания, трудоустройства или перевода денежных средств в Армению?


— Да, очевидно, что трудовые мигранты станут одной из первых жертв, поскольку в России в настоящее время проводится активная антимиграционная политика. Судя по всему, она набирает обороты уже последние пять–шесть лет и реализуется с нарастающим ускорением.


Кроме того, в последние годы миграционное законодательство значительно ужесточилось. На эмоциональный фон также повлиял теракт в «Крокус Сити Холле» год назад, когда мигранты, получившие за него весьма незначительное вознаграждение, присоединились к радикальной организации — возможно, по заданию и других иностранных структур. В итоге был осуществлён один из самых страшных терактов в России.


После этого антимиграционная политика значительно ужесточилась. Пока что она не распространяется на страны Евразийского союза. Однако если это исключение для Армении будет отменено, то, конечно, в страну вернётся большое количество людей, оставшихся без работы.


В сочетании с другими факторами это также может негативно сказаться на экономическом и, прежде всего, социальном положении страны. За последние несколько лет уровень безработицы в Армении несколько снизился. Нельзя сказать, что он достиг комфортного для населения уровня, но, на мой взгляд, опустился до минимально приемлемого.


И этот хрупкий баланс, очевидно, будет нарушен. Поэтому трудовая миграция, безусловно, в контексте всех этих процессов оказывается в зоне риска. Здесь я тоже согласен.


Кроме того, правила пребывания, сроки, различные лицензии — всё это может быть ужесточено в отношении Армении, особенно если будут предприняты шаги, касающиеся её членства в Евразийском союзе. Насколько я понимаю, после завершения войны в Украине Москва будет уделять армянскому вопросу гораздо больше внимания.


Беседовала Анна Бегларян


 

Требование не отказываться от межгосударственных исков напрямую касается всех армян
Следующая новость next

Регион

Все новости
 Фото: mil.am
31.03.2025
Азербайджанские подразделения обстреляли село Хнацах в Сюнике: поврежден жилой дом