18.01.2025
Будущее Армении в евразийской системе безопасности - Ваан Бабаян
prev Предыдущие новости

Эксперт: следующим в списке после Газы, Ливана и Сирии может оказаться уже сам Иран

Аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян в беседе с ИАЦ VERELQ прокомментировал последние события в Сирии и их влияние на политику России и Ирана в регионе.


«События последних дней в Сирии иллюстрируют общую особенность войн, бушующих по всему миру, которые так или иначе между собой взаимосвязаны. Вспыхивающие друг за другом конфликты являются продуктом перехода мира к многополярности, поскольку восходящие и убывающие великие и средние державы стремятся получить новый статус и удержать свои прежние сферы влияния соответственно.


В случае конфликта в Сирии такие взаимосвязи прослеживаются ещё более отчетливо, так как два ключевых внешних союзника Башара Асада, Россия и Иран, вовлечены в другие противостояния, в результате чего их военно-политические ресурсы ограничены.


За последние несколько месяцев Иран существенно утратил свои позиции в Газе, Ливане и Сирии, а поддерживаемые им группировки понесли весомые потери. Помимо прочего, Тегеран близок к потере важной линии снабжения «Хезболлы» через Сирию. Более того, судя по складывающимся впечатлениям, следующим в списке после Газы, Ливана и Сирии может оказаться уже сам Иран, первостепенный актор и последняя ступень, представляющая угрозу израильскому видению мира.


Поскольку иранская «Ось сопротивления» на Ближнем Востоке значительно ослабла, то и факторов, сдерживающих Израиль, становится всё меньше. В то же время, это может побудить Тегеран пересмотреть свою стратегию сдерживания, вызвав усиленные призывы к скорому созданию иранского ядерного оружия.


Иранские СМИ сейчас продвигают тезис о том, что произошедшее в Сирии — это "турецко-сионистский заговор". Израиль в этом плане играет в пользу этой теории, вводя войска на международно признанную территорию Сирии (за пределами буферной зоны в районе Голанских высот) и параллельно проводя воздушные операции по выявлению и уничтожению брошенной сирийской армией военной техники.


О складывании так называемого тандема Турция-Израиль приходится говорить не впервые, он также имел место в период Второй карабахской войны, когда в Азербайджан шли масштабные поставки израильского и турецкого вооружения. При этом, что на Южном Кавказе, что на Ближнем Востоке, тандем Ирана и России, которых связывает куда больше общего, чем Израиль и Турцию, ничего внятного для защиты своих интересов противопоставить пока так и не сумел.


Однако, несмотря на шок, Иран и Россия, похоже, полны решимости сохранить свои связи с Сирией, даже в эпоху после падения режима Асада. Учитывая важность Сирии как для Ирана, так и для России, будет неудивительно, если Тегеран и Москва проявят готовность адаптировать свои стратегии для сохранения собственного влияния в Дамаске и пойдут на диалог с новым политическим руководством.


С другой стороны, мы видим, что Израиль отдал приоритет ослаблению Ирана, а не стабильности в соседней Сирии. Турция использовала ситуацию в Сирии как возможность заявить о своих региональных амбициях. При этом ни Турция, ни Израиль, не заботятся о возможных последствиях таких шагов. Падение Асада — это не конец, а, возможно, даже начало более чего-то темного для Сирии как государства»,- заявил Мелоян.

В Армении понимают, что без стабильности в регионе Южного Кавказа не будет суверенитета
Следующая новость next

Регион

Все новости