Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала ИАЦ VERELQ массовый снос Азербайджаном жилых домов в оккупированном Степанакерте, в частности, уничтожение исторических кварталов 19-го и начала 20-го века.
На вопрос корреспондента ИАЦ VERELQ, что Баку фактически делает всё, чтобы даже при желании армянское население уже не могло вернуться в свои дома, Захарова ответила: "Речь идёт, насколько я понимаю, о территории Азербайджана. Там действуют законы этой страны. Если речь идёт о культурных объектах - есть профильные международные организации, если у них есть какие-то вопросы, то нужно решать в соответствующих созданных для этого институциях.
А вот то, чему мы действительно сопереживаем, это судьбе людей, которые покинули свои дома, у которых сложилась жизнь, у кого-то она и началась там, у кого-то там похоронены близкие, родные. Это колоссальная трагедия, в которой, вы прекрасно понимаете, много аспектов и нюансов. И мы неоднократно комментировали и подчёркивали конструктивные шаги Баку, которые были направлены на предоставление возможности населению, которое покинуло свои родные места, туда вернуться. Я честно вам могу сказать, мы этот вопрос ставим и в ходе двусторонних контактов с азербайджанскими коллегами и получаем соответствующие разъяснения, пояснения. И мы прекрасно понимаем, что такое для людей, которые исторически были с этими местами связаны, их лишиться.
Но при этом я ещё раз хочу подчеркнуть, возможность для возвращения была предоставлена. Я не хочу сейчас комментировать действия армянской стороны, я имею ввиду официального Еревана. Думаю, что вы, как журналист и общественный деятель, возможно, этому дадите свою оценку, сделаете это лучше, чем я в данной ситуации. Но что было сделано, то было сделано.
При этом, ещё раз говорю, возможность для возвращения имелась и имеется. Если, как вы говорите, люди заинтересованы в сохранении своих домов, родных мест, то сейчас, наверное, нужно воспользоваться этой возможностью. Ещё раз подчеркну, она же есть?"
На замечание корреспондента ИАЦ VERELQ, что беженцы из Арцаха опасаются за свою физическую безопасность, поэтому не хотят возвращаться, Захарова ответила: "Я прошу прощения, а можно я задам вопрос? А что-то было сделано властями со стороны официального Еревана для того, чтобы содействовать возвращению людей. Вы задаете этот вопрос, почему вы задаете его мне? Я являюсь официальным представителем Министерства иностранных дел Российской Федерации. И рассказывать об усилиях, которые наша страна предпринимает, осознавая, как никто другой, что означает лишение людей родных мест в силу обстоятельств, в силу трагедий, конфликтов и так далее. Мы людей, которые к нам обращаются и поддерживаем, принимаем, наделяем их возможностями, представляем возможности работы, учебы, пособий, законодательно все оформляем, вы же видите и несем колоссальную как это я не знаю нет не то что они только ответственны за судьбы этих людей, но у нас мы еще понимаем, на что мы обрекаем себя, потому что это не нравится некоторым представителям международного сообщества и все равно готовы это делать ради того чтобы вступаться за тех людей, которых лишают их законных прав связанных с родными местами, домами, языком, культурой, памятными местами".