Чем интересна Программа международной академической мобильности Национального исследовательского института развития коммуникаций (НИИРК)? Какие отличия в подходах к проводимой Турцией политике пантюркизма в Армении и России? И насколько сейчас реальна опасность турецкой политики пантюркизма?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответила научный сотрудник отдела стратегических исследований Республики Армения с сопредельными государствами и странами Ближнего зарубежья Института арменоведческих исследований Ереванского государственного университета (ЕГУ) Нелли Минасян.
Расскажите про само мероприятие. Насколько, по-вашему, это интересно и актуально?
Мероприятие для меня очень актуально и интересно, потому что у меня была возможность сотрудничать с Институтом востоковедения Российской Федерации, с которым у нас общие интересы. Например, сейчас я пишу статью о пантюркизме и влиянии пантюркизма на внешнюю политику Турции, как это воспринимается в разных регионах, в том числе и в России. Это очень интересно — есть очень разные инструменты, которые очень хорошо работают. И экономические, и культурные, и политические сейчас. Есть актуальные вопросы, и мы сотрудничаем вокруг этого.
А какие главные отличия в отношении к вопросу пантюркизма в Армении и России? Потому что я знаю, что в Армении вопросу пантюркизма уделяется большое внимание в экспертной среде. И как с этим обстоит дело в России?
Здесь тоже очень большое внимание уделяют. Конечно, есть разные подходы. Например, есть подход, что Турция не ведёт политику пантюркизма. Но, по большому счету, здесь тоже считают этот вопрос очень интересным и важным, особенно с точки зрения безопасности. И мы уже немного обсудили эту тему. У меня такое ощущение, что те опасения относительно пантюркизма и политики Турции, которые есть у нас (в Армении), эти опасения здесь тоже есть.
После завершения этого мероприятия что Вы будете делать? Напишите научную статью на эту тему?
Я начала писать статью и до конца октября ее закончу. А потом буду работать над этой темой, потому что это тема моей докторской работы. И может быть я тут (в России) пойду защищать докторскую, потому что эта тема (пантюркизма) интересна и для России, и для нас.
Насколько тема пантюркизма опасна или актуальна для Армении? Ведь в современной Армении мы слышим точку зрения, что это не представляет угрозы для Армении.
Пантюркизм во внешней политике Турции есть. Есть Организация тюркских государств (ОТГ) — это пантюркистская организация. Там очень много говорят о тюркской интеграции. А что такое тюркская интеграция? Это же интеграция в экономическом, культурном, политическом и, в конечном счете, военно-политическом и военном аспектах. А это что? Это и есть программа пантюркизма.
Также Турция сейчас много говорит и о так называемом «Зангезурском коридоре». Это сухопутная дорога, которая должна связать Турцию с остальными тюркскими государствами. И все это есть.
Я думаю, что сейчас в Турции нет так много ресурсов, чтобы организовать очень серьезные, реальные шаги в этом направлении. Но это не значит, что они отказываются от этой политики и ничего не будут делать.
Айк Халатян