27.09.2024
Ради оправдания сдачи Арцаха власти идут на самые аморальные шаги
prev Предыдущие новости

Экономика Армении в преддефолтной ситуации? Беседа с профессором Атомом Маргаряном

Фото: how2b.am
Фото: how2b.am

VERELQ побеседовал с профессором Армянского государственного экономического университета, доктором экономических наук Атомом Маргаряном. В интервью обсуждалось текущее состояние экономики Армении, а также перспективы развития и существующие вызовы. Профессор Маргарян поделился своими опасениями относительно экономического роста страны, государственного долга, отношения международных доноров и внешней политики Армении.


Ատոմ Մարգարյան. Անհրաժեշտ է պատասխանատվության ինստիտուտի  ինստիտուցիոնալացում. Արմինֆո


Профессор Армянского государственного экономического университета, доктор экономических наук Атом Маргарян


Господин Маргарян, совсем недавно были пересмотрены показатели экономического роста Армении на 2023 год и первую половину 2024 года. Сейчас экономика РА идет по траектории более низкого экономического роста. Скажите, пожалуйста, за эти два с половиной года, когда Армения получила значительный приток финансов и кадров из РФ, обусловленный украинской войной и санкциями, смогла ли она должным образом воспользоваться этим, качественно развить экономику, или это были чисто временные факторы, которые пришли, и теперь просто снижаются и изнашиваются?


Естественно, нет. Чтобы они трансформировались хотя бы в базу для более долгосрочного роста, нужно было иметь соответствующие долгосрочные программы, инструменты политики и проявить политическую волю. Если ресурс льется в страну из рога изобилия, плюс долговые ресурсы, и все это не сочетается с программами, не сочетается с качественными изменениями, я имею в виду прежде всего технологический переход, а сегодня мир в этом тренде... То есть технологическая трансформация, новейшие технологии, особенно системы искусственного интеллекта, сопутствующие системы, а также трансформация человеческого капитала. Если эти вещи не делаются в процессе, да, они становятся ситуативными, временными факторами, и ты вынужден довольствоваться более скромным ростом.


Сейчас, да, в нашей экономике такая ситуация. Те драйверы, которые обусловили относительно стабильный и высокий экономический рост в последние годы, особенно обусловленный российско-украинской войной и, как следствие, притоком капитала, специалистов, инвестиций, ростом денежных переводов, а также реэкспортом, что сделало Армению по сути трубой в Россию, а также факт реэкспорта через Армению драгоценных металлов, переработанного золота, полуфабрикатов, если не превращать их в качественные факторы, структурные инновационные факторы, они изнашиваются как временный фактор.


Следовательно, этот рост должен ты уже сократить и, соответственно, бюджетные поступления, социальные трансферты, также расходы, похоже, капитальные расходы придется сдерживать. Если этого не сделать и обеспечивать экономический рост за счет других факторов, например, за счет стимулирования инфляции, долго продвигаться вперед не сможешь. Тем более давление на государственные финансы, особенно в части обслуживания государственного долга, очень велико. Сегодня государственный долг работает против экономического роста. Это очевидно, то есть та критическая граница, когда экономический рост стимулировался привлечением этого долга и это имело положительный знак, образно говоря, сегодня уже с отрицательным знаком. То есть государство будет направлять гораздо более масштабные ресурсы на обслуживание этого бюджетного долга и удержание на плаву.


Даже в течение ближайших одного-двух лет это давление еще больше усилится, плюс факторы безопасности, в первую очередь военные расходы. Но здесь есть одно институциональное ограничение. Это отношение доноров, их поведение. Естественно, международные доноры, которые предоставляют средства, в том числе и бюджетное кредитование, дефицит, они не воодушевлены. Естественно, эта тема не так раскрывается, не говорят, но это проблема, серьезная проблема. Не скажу, что это тупиковая ситуация, но я бы сказал – преддефолтная ситуация.


Почему международные доноры стали более осторожными? Кажется, экономика все же показывает шесть-семь процентов экономического роста, и долг не на той границе, на границе 50%, что нормально. В чем причина?


Причина в туманности перспективы дальнейшего и устойчивого развития. В среднесрочной и долгосрочной перспективе экономика Армении с этой структурой не имеет перспективы. Доноры имеют реалистичный взгляд, и это естественно, потому что у них есть десятилетия опыта работы с правительствами разных рискованных регионов мира, начиная от африканского региона, заканчивая странами азиатского континента. По сути, бывшие советские страны, правда, имеют некоторые особенности, но в большом мире не отличаются.


Правительства приходят краткосрочно, в течение своего политического цикла накапливают долги, и наша ситуация была экстремальной, обусловленной войной, поствоенной ситуацией, к рискам добавилось давление российско-украинской войны, ее плюсы и минусы. В этих условиях чрезвычайно трудно кабинету Пашиняна сохранять равновесие. Поэтому я и говорю, что ситуация в какой-то мере преддефолтная. Экономический рост может очень внезапно смениться спадом и очень глубоким спадом. Было ведь такое в 2008-2009 годах, было и в период COVID-а. То есть ситуации, которые приходят и создают такую стеновую ситуацию, когда правительства даже не думают о росте, они думают о том, как сохранить равновесие.


В экономической литературе это называется "Черный лебедь", который приходит внезапно, а потом начинают объяснять, почему он был неизбежен.


Да, это так. В этой ситуации правительства думают о сохранении равновесия, покрытии дефицитов. Более образную концепцию предлагает известный экономист в этой сфере Дарон Аджемоглу. Кстати, недавно он дал очень интересное интервью и сказал, почему не приехал в Армению по приглашению нынешнего правительства. Человек честен. Он понял, что в этой ситуации ничего нельзя сделать, чтобы, грубо говоря, вытащить страну из ямы.


Так называемый узкий коридор, который он предлагает, не случаен. Это так называемая институциональная прямая идея, когда, с одной стороны, правительство, под грузом множества проблем, с другой стороны, гражданское общество не находят этот баланс для продвижения по этому узкому коридору, возникает серьезный коллапс. Сейчас об этом речь. Гражданское общество должно оказывать давление, но и правительство должно быть демократичным или с демократическими чертами. А что произошло в нашей политической системе? Происходили прямо противоположные процессы – нет такой демократической повестки, нет таких развитий. Очевидно, что так эту систему институционализирует судебная система, правоохранительная система, которая по сути усилила рычаги давления.


С другой стороны, общество потеряло свойство кристаллизации, структурирования своих интересов. Я имею в виду прежде всего наличие политических институтов, политических партий, общественно-политических движений. Вы видите такое разнообразие? Я не вижу. Так что в среднесрочной и долгосрочной перспективе ситуация будет обостряться. Так что я не завидую ни сегодняшнему правительству, ни тем более завтрашнему правительству.


В этой ситуации, которую вы описали, также в какой-то мере обострили проблему, заявления властей о том, что, если будет возможность присоединиться к Евросоюзу, пойдут по этому пути, но не хотят отдаляться от России, не хотят выходить из ЕАЭС. Это некоторые поспешные элементы внешней политики, которые будут иметь экономические последствия. Какие сигналы это подает экономике Армении?


Конечно, влияние этих сигналов будет отрицательным. Идти в Евросоюз – это не какое-то физическое движение, это предполагает огромную институциональную трансформацию. Должны сформироваться мощнейшие демократические кластеры и векторы. Сказать нельзя, хоть сбором подписей нескольких десятков человек, хоть сбором нескольких сотен тысяч подписей. Общество должно быть с европейским мышлением. Вы видите в нашем обществе волю встать и бороться за демократические ценности?


С другой стороны, наши государственные чиновники не имеют, так сказать, лица и облика правительств демократической страны. Когда человека обвиняют во всех грехах, и по сути есть элементы преступления, однако они даже не думают об отставках. В демократической стране общество и государство должны танцевать это танго вместе. Это проблема того узкого коридора, о котором говорит Аджемоглу, вместе должны решать. Однако если давление одного превышает сопротивление другого, эти общества и государства, как правило, лишаются перспективы нормального развития.
Речь об этом.


Если обобщить, наша страна, наше общество – страна, заблокированная в ловушке среднего дохода. Этим она похожа на многие страны мира, которые имеют средний доход, однако они лишены возможности достичь высокого дохода. Этого не будет ни завтра, ни в обозримой перспективе. Мы должны смотреть на эти проекты с такими ценностями – в ЕС или не знаю куда. Это проблема проблем.