6.09.2024
В Армении формируется новая оппозиция? Пресса дня
prev Предыдущие новости

Сафрастян: вступление Турции в БРИКС не связано с отходом от Запада

Фото: dialogorg.ru
Фото: dialogorg.ru

С чем связано решение Турции подать заявку на вступление в БРИКС? Означает ли это отход от Запада и сближение с Россией и Китаем? Какой сейчас подход у Анкары к армяно-азербайджанским переговорам и к нормализации отношений с Арменией? Будет ли Турция в угоду Западу уговаривать Азербайджан идти на подписание мирного соглашения?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил советник директора Института востоковедения НАН Армении, академик, тюрколог Рубен Сафрастян.


Турция подала заявку на вступление в БРИКС. С чем связан такой шаг Анкары? 


Я не думаю, что это связано с отходом от Запада или сближением с Россией и Китаем. Мне кажется, тут играет роль стремление Турции стать более самостоятельным государством. Стремление Турции встать вровень с государствами, которые определяют мировую политику. И вот на этом пути, по всей видимости, турецкое руководство приняло решение стать членом БРИКС, тем самым пытаясь увеличить свой авторитет в мире. И конечно тут речь идет и о конкретных экономических расчетах, с тем, чтобы получить побольше выгоды от той модели экономики, которая есть в Турции. Так что, я думаю, тут прагматичный расчет, а не какие-то такие геополитические расчеты. 
 
Немногим ранее Турции о решении подать заявку на членство в БРИКС сообщил Азербайджан. Можно ли считать, что два тюркских государства согласовали в этом вопросе свою политику? 
 
Я думаю, да. Я думаю, это согласованное решение с тем, чтобы попытаться получить больше авторитета в мире. Конечно, Турция решает более глобальные задачи, а Азербайджан решает задачи более местного значения, но тем не менее. 


Означает ли решение Турции стать членом БРИКС смену стратегического курса Анкары? И как США будут реагировать на решение Турции более тесно сотрудничать с Россией и Китаем?


Я не думаю, что тут речь идет об изменении стратегического курса Турции. Стратегически Турция остается членом НАТО, ближайшим и верным союзником Соединенных Штатов. Тут все остается на своем месте.  Все-таки объем торговли Турции со странами Европейского союза огромный. Турция будет стараться укреплять свои экономические связи с ЕС, потому что это ей выгодно. Я думаю, нынешнее руководство Турции уже не очень-то верит в возможность вступления в Европейский союз, но сотрудничает и будет, по-моему, стараться расширять свое сотрудничество с ЕС. А БРИКС – это не альтернатива Европейскому союзу и Западу, а дополнительная возможность экономически укрепить свои позиции в мире, получить больший авторитет в мире как государство, которое сотрудничает не только с Западом, но и с БРИКС, с Китаем, с Россией. Так что, я думаю, у них такой расчет. 


Конечно, это вызовет определенное недовольство Соединенных Штатов, но я думаю, турецкая дипломатия, особенно в последние годы, уже накопила достаточно опыта, чтобы справляться с недовольством Соединенных Штатов. Тем более, что, еще раз подчеркиваю, речь не идет о смене геостратегического курса Турции. Турция остается членом коллективного Запада. 


Недавно прошла встреча глав Турции и Азербайджана. Они обсуждали переговорный процесс между Баку и Ереваном. Какой сейчас подход у Анкары к армяно-азербайджанским переговорам и к нормализации отношений с Арменией? 


Я думаю, этот подход неоднократно выражался турецкими официальными лицами, причем на самом высоком уровне. И этот подход состоит в следующем — Турция будет воздерживаться от каких-то практических шагов по улучшению отношений с Арменией до тех пор, пока не будет подписан мирный договор между Арменией и Азербайджаном. После подписания мирного договора, я думаю, Турция тоже не пойдет на полное урегулирование отношений с Арменией. Я думаю, Турция будет после мирного договора между Арменией и Азербайджаном добиваться того, что называется «Зангезурским коридором». То есть права экстерриториального провоза грузов через территорию Армении по Сюнику. Я думаю, это будет уже второй этап давления Турции на Армению. И поэтому я считаю, что Турция все-таки не пойдет на полное урегулирование отношений с Арменией, на полную нормализацию отношений с Арменией, на нормально функционирующую открытую границу с Арменией, а оставит что-то такое, что используя можно будет оказывать дальнейшее давление на Армению с тем, чтобы получить «Зангезурский коридор». Я думаю, вот такая будет парадигма отношений Турции к Армении. 


Ряд официальных лиц США и ЕС регулярно призывают Турцию играть более активную роль в регионе, выражают надежду, что Турция будет играть более активную роль в лоббировании мира между Арменией и Азербайджаном. По-вашему, насколько это реально? Будет ли Турция в угоду Западу уговаривать Азербайджан идти на подписание мирного соглашения?


Турция в этом вопросе будет ожидать результатов той политики, которую ведет Азербайджан. Со своей стороны, на какие-то серьезные шаги, направленные на то, чтобы как-то надавить на Азербайджан, я думаю, Турция не пойдет. Зачем это ей? Она будет ждать, пока Азербайджан подпишет договор. Тут возникает вопрос, зачем Турции нужен этот договор между Арменией и Азербайджаном? И, я думаю, Турции этот договор между Арменией и Азербайджаном нужен для того, чтобы зафиксировать официально те результаты новой геополитической ситуации в нашем регионе, которая сложилась после последней войны в Карабахе. И вот новая геополитическая ситуация, которая у нас создалась в регионе, она характеризуется тем, что влияние России уменьшилось, а влияние Турции увеличилось после поражения Армении в последней карабахской войне. Поэтому Турция стремится к подписанию договора между Азербайджаном и Арменией, который бы зафиксировал на договорном уровне новую ситуацию в регионе, сложившуюся сейчас в пользу Турции в отличие от предыдущей ситуации, когда влияние России в регионе было большим.


Айк Халатян


 


 


 

Сбор подписей по вопросу присоединения Армении к ЕС: какие перспективы у инициативы?
Следующая новость next

Регион

Все новости