Риторический вопрос от Марии Захаровой
У нас любят критиковать Марию Захарову. Оно и понятно: нелицеприятные вещи говорит Захарова, вопросы задает такие же…
Вот и на этот раз: взяла и поинтересовалась, есть ли у армянской стороны программа по возвращению в Арцах армянских беженцев?
Так спикер МИД РФ в свою очередь ответила на вопрос о том, как Москва, подчеркивающая без-альтернативность выполнения трехсторонних договоренностей лидеров Азербайджана, Армении и России 2020-2022-ых годов для урегулирования армяно-азербайджанских отношений, и упрекающая Армению в саботаже реализации 9-го пункта Трехстороннего заявления от 9.11.2020 об обеспечении безопасного транзита между западными регионами Азербайджана и Нахичеванью через Сюник, представляет реализацию остальных пунктов этого заявления, в частности, как Москва видит процесс возвращения на родину арцахских армян…
И вот, спикер МИД РФ отреагировала вышеупомянутым риторическим вопросом. Почему риторическим? Потому как Захарова знает, что такой программы, программы возвращения арцахских армян на родину у официального Еревана нет. При этом Захарова отметила, что видела такую программу, представленную азербайджанской стороной.
Щекотливая ситуация: позиция армянской стороны в том, что пункт 9-ый не выполняется, поскольку не выполнены все остальные положения Трехстороннего заявления, главное – в Арцахе нет армян.
И вот… У азербайджанской стороны есть программа. Российская сторона не раз отмечала готовность Баку решать вопрос и приветствовала такой подход. Более того, западные кураторы Пашиняна тоже говорят, что карабахские армяне должны иметь право на безопасное возвращение. Но выходит проблема в том, что у армянской стороны такой программы нет, а тогда и обсуждать действительно нечего.
Официальный Ереван не поднимает эти вопросы. Поднимают бывший глава МИД в период президентства Роберта Кочаряна Вардан Осканян и его группа. Поднимают арцахские армяне. Но не официальный Ереван.
Пройдемся еще раз. Официальный Ереван говорит, что о выполнении 9-го пункта говорить бессмысленно, поскольку нарушены все остальные пункты Трехстороннего заявления. Но если эти 8 пунктов важны для официального Еревана, то ведь логичнее сказать, что говорить о пункте 9-ом можно только после подвижек в предыдущих…
Но Ереван этого не говорит! И ничего не предлагает. А просто констатирует, что раз 8 пунктов нарушены, то и 9-ый - туда же.
Не следует ли из этого прямой вывод: невыполнение 9-го пункта Трехстороннего заявления от 9.11.2020 для официального Еревана гораздо важнее, чем реализация остальных? На наш взгляд очевидно.
И также очевидно, что у официального Еревана нет программы по возвращению арцахцев, поскольку именно Ереван, а не Баку, Москва, Вашингтон, Париж или Брюссель считает этот вопрос закрытым.
Потому как программа по возвращению арцахцев, тем более трудные шаги по ее реализации, для Пашиняна только лишняя головная боль, отвлекающая народного премьера от более насущных задач: купания в Севане, велосипедных прогулок, хашламы, фестивалей и проведению прозападной политики по пошаговому выдавливанию России из региона.
Рубен Маргарян