Глава МИД России Сергей Лавров на днях прямым текстом обвинил Ереван в саботаже договоренностей о коммуникациях через Сюник, отметив, что это трудно понять.
Эта позиция Москвы, конечно, не новость.
Сейчас, можем, разумеется, «петушиться» в виртуальном поле, утверждать, что Москва и Баку не выполнили 8 из 9 пунктов Трехстороннего заявления, и в этих условиях считать справедливым свое невыполнение 9-го пункта.
Можем, вообще не входить в содержательный спор с Лавровым и пригвоздить его к позорному столбу.
Особенно последнее занятие имеет у нас идеальное исполнение.
От этого, однако, реальность не меняется, вообще бессмысленно спорить вокруг того вопроса, какая из сторон что не выполнила для воплощения в жизнь Трехстороннего заявления.
Это бессмысленное занятие, потому что важно восприятие сторон, подписавших заявление, а в этом случае Армения «в одиночестве», потому что в «коридорной» логике решения предлагают также западные партнеры, которые, якобы, «спасают» суверенитет Армении от поползновений Азербайджана и России.
Но вместо того, чтобы ругать Лаврова я бы предложил зафиксировать несколько сухих фактов, которые может на самом деле помогут нам перевести стрелки ответственности по правильному адресу.
Да, действительно именно Никол Пашинян подписал под текстом трехстороннего заявления от 9-го ноября, и он отказался от выполнения 9-го пункта этого документа совсем не по той причине, что принципиально отказался от так называемой «коридорной» логики. В противном случае он бы не отзывался положительно о провозглашаемых с западных площадок идеях, где предлагаемые решения даже более плохи, чем 9-ый пункт Трехстороннего заявления от 9-го ноября. Пашинян, по хронологии, отказался от российского плана после начала войны на Украине, поскольку посчитал, что Россия «рушится» и время спрыгнуть с «русского поезда». То есть, для Пашиняна проблема не в логике «коридора», а в российском контроле над ним.
Никол Пашинян сам признался, что ради отказа от 9-го пункта трехстороннего заявления пожертвовал дорогой Горис-Капан, Лачинским коридором и Арцахом.
Если даже Азербайджан и Россия не выполнили все пункты Трехстороннего заявления от 9-го ноября, Армения не может в одностороннем порядке отказаться от этого документа, поскольку другого документа о прекращении огня или о мире на другой площадке не получила и очевидно не может дать повод для casus belli.
Сюник стал частью армяно-азербайджанского конфликта не в результате какого-то заговора, а в результате нашего тяжелого поражения в 44-дневной войне. Разговор о коридорах – следствие этого.
Ответ МИД РА Лаврову имел одну цель – отказать в российском посредничестве. Это «подарок» Алиеву, который согласился на предложение Путина, именно предугадывая «принципиальное» «нет» Пашиняна. Опять на фоне «конструктивного» Азербайджана Армения проявила себя «саботажником».
Политолог Сурен Суренянц