«Я прочитал документ и как юрист могу сказать, что Венецианская комиссия отказалась от профессионального достоинства», – заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе в эфире Общественного вещателя, комментируя заключение Венецианской комиссии СЕ по закону «о прозрачности иностранного влияния».
«Я как юрист ощущал неловкость, когда читал этот документ, настолько беспомощным было лицо, которое показала Венецианская комиссия этим документом. Им нечего сказать, он просто полон абсурдных записей и в том числе лжи. В документе Венецианской комиссии встречается много лжи, и вместе с этой ложью есть совершенно абсурдные юридические рассуждения без какой-либо аргументации, но общественность смотрит в конце не на то, что сказала Венецианская комиссия, а на то, где правда, и это одно из серьезных достижений, которое мы имеем за эти 2-3 года», – заявил он.
По словам Кобахидзе, исходя из вышесказанного власти часто говорят о том, что сегодня Грузия «суверенна как никогда».
«Это означает, в том числе, что общество больше ценит независимость нашей страны. То есть, цена независимости сегодня более осознана грузинским обществом, чем хотя бы 3-4 года назад», – заявил премьер-министр Грузии.
В то же время, по словам Кобахидзе, «НПО являются в целом политическим инструментом, который используется в разных странах для реализации политических интересов и целей».
«Исходя из этого там, где мы имеем дело с политикой, никто никогда не радуется прозрачности собственных финансов. Поэтому понятен этот субъективный интерес, но когда, в конце концов, от тебя требуют прозрачности, нельзя бороться с прозрачностью столь в грубой форме, это просто непонятно и неприемлемо. Все это объясняет, почему закрыли дискуссию и в последний момент, в том числе, почему была закрыта дискуссия и почему вынудили закрыть дискуссию Саломе Зурабишвили, когда мы все предложили использовать процедуру вето для здорового обсуждения, и здесь также грубо заставили закрыть дискуссию Саломе Зурабишвили и наложить вето без всякого обсуждения», — сказал Ираклий Кобахидзе.
Правящая партия Грузии «Грузинская мечта - Демократическая Грузия» в начале апреля заявила о решении повторно внести на рассмотрение парламента законопроект «О прозрачности иностранного влияния», который был утвержден в третьем чтении 14 мая. Законопроект предполагает регистрацию неправительственных организаций и СМИ в реестре «организаций, проводящих интересы зарубежной силы», если 20% их годового дохода – это зарубежное финансирование. В год раз они также должны будут заполнять декларацию.
Против законопроекта уже выступила оппозиция, ряд грузинских НПО, а также дипломатический корпус, в том числе представительство ЕС в Грузии и посольство США. Далее, заявления прозвучали и из Брюсселя и Вашингтона, а также ряда стран-членов ЕС. Противники утверждают, что этот законопроект ставит в один ряд друзей и врагов Грузии, навешивает ярлыки и препятствует интеграции Грузии в ЕС. Кроме того, по словам оппозиции и ряда НПО, законопроект будет препятствовать интеграции Грузии в Евросоюз.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая одной из первых выступила против законопроекта и осудила власти страны за «отход от европейского пути», 18 мая применила свое президентское вето. Как было отмечено в мотивированных замечаниях к законопроекту, «улучшить его невозможно», так как он «является неконституционным по всему своему содержанию, следовательно, не грузинским, неевропейским и недемократическим».
Глава парламента Грузии Шалва Папуашвили, в свою очередь, заявил о том, что правящая партия «Грузинская мечта – демократическая Грузия» намерена преодолеть вето.