Как можно оценить итоги визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Москву? Как можно оценить отказ Еревана от финансирования ОДКБ? И почему власти Армении не заявляют открыто о выходе из организации? Куда двигаются отношения Армении и России? Как Москва будет реагировать на геополитический разворот Еревана?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог Бениамин Матевосян.
Как можно оценить итоги визита Никола Пашиняна в Москву?
Если оценивать итоги визита с точки зрения той информации, которую представляют власти и с точки зрения тех акцентов, которые они делают, то власти говорят о том, что это большая победа Никола Пашиняна, который отстоял суверенитет Армении. Ведь в результате обоюдных договоренностей с президентом России Никол Пашинян добился таки того, что российские пограничники покинут «Звартноц», покинут ряд территорий Республики Армения, на которых пограничники находились после 44-дневной войны для обеспечения территориальной целостности Армении.
Однако события самых последних дней, связанные с инаугурацией президента России Владимира Путина, когда целый месяц власти представляли картину в том контексте, что это Никол Пашинян отказывается лететь на инаугурацию Путина, а как оказалось, даже приглашения со стороны России не было, чтобы Пашинян принял участие в данном мероприятии. Также здесь, по всей вероятности, это решение российской стороны. И решение обусловлено недружественными шагами, осуществляемыми властями Республики Армения в отношении России. Российская Федерация ответила именно таким образом. Давайте будем откровенны, и как бы тяжело не было об этом говорить и признавать, но вывод российского военного контингента с территорий в Сюникской области, с территорий в Вайоцдзорской области, Тавушской области и так далее, создаст очень большие риски напряженности и эскалации.
Как можно оценить отказ Еревана от финансирования ОДКБ? И почему армянские власти не заявляют открыто о выходе из организации?
Заявление о том, что Армения отказывается финансировать деятельность ОДКБ, ничего нового из себя на самом деле не представляет. Власти давно взяли курс на полное переформатирование внешнеполитического вектора страны, на встраивание страны не в западный мир, а в тюркский мир. В этом контексте понятно, что государство, которое стремится туда, скорее всего порвет все возможные связи с ОДКБ и с другими интеграционными объединениями, где доминирующую роль играет Российская Федерация. Плюс есть еще и специфика Армении, так как долгие годы она воспринималась как главный союзник России в регионе. Для того, чтобы доказать Турции свою лояльность, Ереван целый ряд шагов должен предпринять, и отказ от финансирования ОДКБ одно из проявлений этого.
Что касается, почему армянские власти не заявляют открыто о выходе из организации, это специфика уже деятельности Никола Пашиняна, его советников и так далее. Они прекрасно понимают, что особенно в ситуации открытого конфликта России с Западом на территории Украины, резкие шаги со стороны Армении могут вызвать негативную реакцию со стороны России, нестандартную, неконтролируемую реакцию со стороны России. Поэтому Пашинян следующим образом руководствуется своей политикой: один шаг вперед, два шага назад. Он всегда оставляет некое место не для того, чтобы потом вернуться в лоно союзнических отношений с Российской Федерацией, а для того, чтобы иметь какие-то козыри в переговорах с Российской Федерацией, чтобы слишком резко не разрывать отношения с Россией.
Давайте будем откровенны, российский истеблишмент прекрасно реагирует на данную политику Никола Пашиняна и его заокеанских партнеров. До сего момента, то есть до решения российской стороны о выводе своего контингента с территории Сюникской и иных областей Армении, резкой реакции на деятельность Никола Пашиняна в Армении российская сторона не предпринимала.
Куда двигаются отношения Армении и России? Как Москва будет реагировать на геополитический разворот Еревана?
Сложно говорить о том, как Российская Федерация будет реагировать глобально, окончательно на геополитический разворот Еревана. Смотрите, простой пример с выводом российских миротворцев. Многие полагали, что они покинут Нагорно-Карабахскую республику до конца 2023 года, однако мы видим, что фактически до середины 2024 года они там остались. Логика действий Российской Федерации зачастую сложно просчитывается. Как Российская сторона может отреагировать на эту ситуацию, это один из самых важных вопросов. Как говорится, это вопрос на миллион. Однако давайте в очередной раз зафиксируем одну простую истину. Если Российская Федерация проиграет в нашем регионе, окончательно выйдет, выведет свои войска со всей территории Республики Армения, 102-ю военную базу выведет, Россия просто потеряет позиции здесь. Армянское государство будет под угрозой. Это самая большая опасность, перед которой мы сегодня стоим.
Айк Халатян