Чем обусловлено резкое падение рейтинга Никола Пашиняна? Как сильно упал рейтинг России в армянском обществе и насколько необратим этот процесс?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил руководитель армянского представительства "GALLUP International Association" Арам Навасардян.
Вы на днях Вы представили результаты своего последнего соцопроса. В нем зафиксировано очень сильное падение рейтинга власти. Чем это обусловлено и насколько этот тренд долгосрочный?
Честно говоря, это падение очень ожидаемо. Если результаты были бы другими, положительными, то это нужно было бы как-то объяснять. Но с учетом всех провалов по всем направлениям, которые есть у власти, начиная от проблем с безопасностью, социальными программами, какими-то реформистскими идеями по университетам (Академгородок — ред.), по другим направлениям, это все ожидаемо. Я думаю, что сам Пашинян уже свой ресурс исчерпал. И если даже в ближайшие полгода не будет каких-то проявлений в виде внеочередных выборов, то может стать вопрос о замене Пашиняна внутри самой власти. Будут назначены какие-то запасные, которые могут сменить его на фоне того, что его рейтинг уже приблизился к дну.
А есть ли, на ваш взгляд , внутри правящей партии такие люди, которые рискнут сместить Пашиняна? Потому что иногда складывается ощущение, что действующая власть это Пашинян…
Тут не вопрос действующей власти. В рамках проекта привода Пашиняна к власти, у того, кто это все планировал и его приводил к власти были заложены, я так думаю, запасные варианты, которые могут быть даже сейчас не видны, но они есть и в любом надлежащем случае. Эта замена может быть очень экстренно проведена внутри самой партии.
Мы видим снижение рейтинга Пашиняна, но предыдущие Ваши опросы показывают, что даже при таком резком снижении его рейтинга нет пока что таких сопоставимых по рейтингу фигур…
Это другая проблема, это даже не проблема правления Пашиняна. Смотрите, то, что у оппозиционных партий рейтинг низкий, тут не нужно обвинять Пашиняна или его команду. Тут отражение качества работы оппозиционных партий. То есть, я даже не могу сказать, это оценка работы оппозиционных партий или это констатация отсутствия работы со стороны оппозиционных партий. То есть, при любом раскладе мы имеем, к сожалению, ту ситуацию, когда на фоне низкого рейтинга Никола Пашиняна мы не имеем никакой к сожалению пока другой альтернативы.
Ваш соцопрос также показал очень резкое снижение рейтинга России в армянском обществе. Более того, мы видим рост людей, которые считают, что Россия — это враждебное для Армении государство. Но получается, что пропаганда действующих властей в этом вопросе довольно эффективна?
Да, тут тоже ничего неожиданного, честно говоря. Этот рост не очень быстрый. Мы показали тренд с 2015 года, когда при 80% поддержке отношений с Россией, то есть с положительными отношениями к России, после 10 лет у нас есть 29,7% респондентов, которые сказали, что Россия дружественная страна. Опять же, тут ничего неожиданного нет, это результат планомерной и я скажу, эффективной работы правительства Пашиняна и самого Пашиняна. А также это констатирует неэффективность работы российской стороны.
На Ваш взгляд, этот процесс обратимый или это уже «точка невозврата» по отношению к России уже прошла?
Я бы не сказал, что это необратимый процесс. Конечно же, думаю, что процесс обратимый, но тут нужна работа.
Айк Халатян