Противостояние России с коллективным Западом давно вышло за границы Украины, перекочевав в том числе и на Южный Кавказ. На политику вытеснения России из региона в целом, и из Армении, в частности, работают и логистические проекты, которые планируется реализовать для изоляции как РФ, так и Ирана.
Речь о «Среднем коридоре», составной частью которого, согласно заявлениям азербайджанских, турецких чиновников, а также некоторых европейских и американских аналитических центров, рассматривается так называемый «Зангезурский коридор» через Армению.
В лоббинг проекта «Среднего коридора», вокруг которого активно суетится коллективный Запад во главе с США и Великобританией и основой которого являются Турция, Азербайджан и Казахстан, включился также Всемирный банк.
В конце февраля, ВБ провел в Тбилиси презентацию исследования по «Среднему коридору», собрав официальных лиц Азербайджана, Казахстана и Грузии, государственные компании и представителей частного сектора. Приглашены были и представители Армении. Общий объем требуемых инвестиций на то, чтобы проект заработал на полную мощность к 2030 году составляет 20 млрд. долларов.
Однако в Армении на пути западного проекта есть существенно мешающее обстоятельство – российские пограничники, охраняющие границу именно там, где должен проходить лоббируемый Анкарой и Баку пресловутый «Зангезурский коридор».
К сожалению, пассивность России в информационном поле Армении и разветвленная западная сеть, состоящая из экспертов, СМИ, блогеров и политиков при финансовой поддержке ЕС, USAID, BBC, DW и прочих организаций приводит к тому, что в публичном пространстве российское военное присутствие рассматривают как угрозу суверенитету республики, а Россию – как страну, находящуюся в тандеме с враждебными Армении государствами.
Фейковые вбросы и основанные на них аналитические выкладки способствуют укоренению в сознании армянского общества представления, что российские пограничники неспособны осуществлять охрану границ, их присутствие, дескать, повышает вероятность эскалации конфликта.
Параллельно в СМИ проводится информационная кампания, направленная на повышение значимости европейской миссии наблюдателей, а искусственно созданную «угрозу» российского военного присутствия пытаются нивелировать предлагая, пока на уровне экспертов и прозападных политиков среднего звена, «альтернативу» в виде Европейского агентства Европейского союза по безопасности внешних границ – Frontex.
Старт подобным обсуждениям был дан 15 ноября прошлого года, когда в Брюсселе прошла встреча главы МИД Армении Арарата Мирзояна с заместителем председателя Европейской комиссии, комиссаром по вопросам европейского образа жизни Маргаритисом Схинасом. Как гласил официальный пресс-релиз, стороны обсудили вопросы, касающиеся сотрудничества Армении с Европейским агентством пограничной и береговой охраны (Frontex), а также вопросы, представляющие взаимный интерес в области безопасности.
По «случайному» стечению обстоятельств после этой встречи возникла тема о необходимости вывода российских пограничников из международного аэропорта «Звартноц», перекрытия им доступа к базе данных лиц, пересекающих воздушную границу Армении.
Отметим, что Frontex в недавнем прошлом «засветилось» в нашумевшем скандале, связанном с затоплением у берегов Греции судна «Андриана», на борту которого находились 750 человек, в основном беженцы из Сирии. Выжило только 104. Трагедия вызвала обвинения в адрес Frontex в том, что агентство не предприняло необходимых действий, способных предотвратить трагедию.
Наблюдательным органом ЕС было инициировано расследование о роли Frontex в случившемся. Слитые позже данные из отчета Европейского управления по борьбе с мошенничеством говорили о незаконных действиях представителей агентства в отношении мигрантов, о нарушениях прав человека. Были обвинения также в получении взяток и «откатов» за своевременное «закрытие глаз» и отключение видеокамер. И это был не первый скандал, связанный с агентством.
С учетом стратегической важности для коллективного Запада, Азербайджана и Турции задачи по изоляции России и Ирана от региональных логистических маршрутов, может ли Frontex, со своей очень подмоченной репутацией, стать альтернативой российским пограничникам на территории Армении? Если речь идет о добросовестной альтернативе, а не об очередном стимуляторе конфронтационных процессов.
Рубен Маргарян