Армяно-турецкий переговорный процесс турецкая сторона использует отнюдь не для решения проблем, а стремится превратить процесс в дипломатическую борьбу, получая в ней преимущества, Армения же, продолжая переговоры, должна пытаться продвигать в этой борьбе свои позиции.
Такое мнение в беседе с «Арменпресс» высказал академик, тюрколог Рубен Сафрастян, коснувшись перспективы армяно-турецких отношений и позиций, представленных на состоявшемся в Анталии дипломатическом форуме.
«Процесс армяно-турецкого примирения, по сути, длится уже довольно долго, и он не продвигается, и единственной ответственной за это является турецкая сторона, которая лишь на словах заявляет, что отказывается от предусловий, но на самом деле выдвигает их более жестким образом. Прошлогодние заявления президента Эрдогана свидетельствуют о том, что предусловия он уже формулирует как требования. Анкара по-прежнему связывает процесс армяно-турецкого примирения с переговорами, ведущимися между Арменией и Азербайджаном, ожидая, что, что армянская сторона в одностороннем порядке пойдет на уступки и заключит мирный договор с Азербайджаном на основе его максималистских требований», - сказал Сафрастян.
Он заметил, что пока ничего подобного не произошло, Армения не поддалась давлению Турции и Азербайджана, и турецкая сторона, по сути, заморозила процесс нормализации своих отношений с Арменией.
«Выступление вице-спикера Национального собрания Армении Рубена Рубиняна в Анталии еще раз засвидетельствовало, что Армения продолжает свою политику, которую она приняла с первого же дня, и настаивает на том, что нормализация отношений с Турцией должна произойти без предусловий. И была интересна реакция посланника турецкой стороны Сердара Кылыча на эту позицию. Он использовал дипломатическую уловку, пытаясь обвинить Армению в выдвижении предусловий. Кылыч намекал, что Армения предлагает продолжить переговоры в третьих странах, в то время как Анкара хочет, чтобы встречи проходили либо в Турции, либо в Армении. Более того, Кылыч предложил провести следующую встречу в Ереване. Другая уловка, использованная турецким посланником, касалась принятия важных решений в результате возможной ереванской встречи», - отметил наш собеседник.
По мнению Сафрастяна, Анкара хочет создать впечатление не только у армянской стороны, но и у международного сообщества, что она якобы готова к урегулированию отношений с Арменией и к важным шагам на переговорах. Рубен Сафрастян подчеркнул, что Кылыч - опытный дипломат, и посредством таких уловок он демонстрирует готовность проводить конструктивную политику, но на самом деле пытается представить проблему в совершенно ином свете.
«Для восприятия политики турецкой стороны необходимо учитывать тот факт, что для Анкары нормализация отношений с Ереваном по большому счету не имеет существенного значения. В экономическом плане наша страна не представляет для Турции большого интереса. Турция еще в 1991 году пришла к выводу, что Армения, не имея выхода к морю, и находясь в неблагоприятном географическом положении, должна быть больше заинтересована в нормализации отношений, чем Турция, и именно этим и пользуется Анкара, именно это лежит в основе дипломатической и геополитической позиции Турции. Их цель - добиться уступок со стороны Армении в переговорном процессе, а для этого в качестве дополнительного инструмента давления используется и вопрос армяно-азербайджанского примирения», - заключил тюрколог.