США имеют намерения сильно трансформировать Кавказ: будущее ЦА и Кавказа обсудили в Астане
Интересы России в центральноазиатском регионе обусловлены сохраняющимися позициями русского языка, потоками мигрантов из Центральной Азии, приезжающими в РФ на заработки и большим числом российских соотечественников, проживающих в центральноазиатских республиках. Учитывая участие Казахстана и Кыргызстана в евразийском интеграционном проекте, очевидно, что Центральная Азия будет оставаться для России стратегически важным регионом. Об этом в ходе работы Клуба молодых интеллектуалов стран Содружества, прошедшего в Астане на площадке ЦАИ «Евразийский мониторинг», заявила доцент кафедры международных отношений ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, ассоциированный профессор Айнур Ногаева.
Казахстанский эксперт отметила, что на необходимость грамотно использовать механизмы «мягкой силы» для укрепления позиций Российской Федерации в мире обратил внимание президент России Владимир Путин, назвавший в числе ее важнейших инструментов укрепление позиций русского языка, активное продвижение положительного имиджа России за рубежом, а также умение органично встроиться в глобальные информационные потоки. В то же время бесспорными мировыми лидерами в использовании «мягкой силы» являются, по мнению Ногаевой, США.
«Интересен опыт США в создании политического имиджа государства с помощью культуры. Массовая культура, обладая определенной степенью популярности и привлекательности, может выступать как «мягкая сила», которая способствует распространению влияния, использованию методов военного, дипломатического, экономического давления. Массовая культура США с ее многообразием видов и жанров, мифов и символов является отражением социальных процессов, создает в массовом сознании политический имидж США как сверхдержавы», - пояснила профессор ЕНУ.
Наконец, говоря об инструментах «мягкой силы», используемых КНР, Айнур Ногаева выделила, прежде всего, образование.
«Несмотря на относительную сложность учебы в Китае, сегодня наблюдается большой рост числа студентов, обучающихся в этой стране. Фактически Китай уже создал «китайский мир», который уже сопоставим по масштабам с «французским миром», хотя и уступает англосаксонскому. Такое улучшение странового имиджа посредством привлечения иностранных студентов — результат большой работы властей Китая. Она не дает быстрых результатов, но рассчитана на долгосрочную перспективу, способствуя возникновению лояльных к Китаю сил по всему миру. То есть с «мягкой силой» у Китая все хорошо, пусть дипломатия и работа с НПО и СМИ пока хромает», - подчеркнула казахстанский эксперт.
Ногаева отметила также рост числа студентов из постсоветских стран, особенно России и Казахстана, обучающихся в Китае. По мнению эксперта, это свидетельствует о вовлечение этих государств в орбиту китайского влияния.
Доцент кафедры регионоведения ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Айжан Серикбаева вновь вернула разговор в русло большой политики. Говоря о будущем геостратегического региона «Центральная Азия и Южный Кавказ», эксперт отметила, что нестабильность мировой экономики, новые вызовы безопасности заставляют все чаще и чаще обращаться к идее интеграции стран Центральной Азии и Кавказа.
«В этой связи становится вопрос о том: есть ли будущее у региона Центральная Азия и Южный Кавказ? Удастся ли народам, намеренно разрушавшим межгосударственные связи, объединиться, как это сделали страны Европы?» - расставила акценты Айжан Серикбаева. Эксперт отметила, что ключевое значение в обозначенных регионах имеет геополитический фактор.
«Важнейшими геополитическими игроками в регионе являются США, Россия и Китай. Евразийская политика США в настоящее время заключается, прежде всего, в реализации глобального проекта сдерживания экспансии Китая. Кавказ в геополитической стратегии США – это буфер для решения задач безопасности Европы, коммуникаций с Ираном и Ближним Востоком, а также Центральной Азией. США имеют намерения сильно трансформировать Кавказ, превратив его в важную составляющую своей оборонной сферы. Пока что эти планы реализуются только в Грузии, возможно, Соединенные Штаты попытаются также включить в эти конструкции и Азербайджан», - поделилась прогнозами Серикбаева.
Таким образом, по мнению казахстанского эксперта, свертывания присутствия США в данных регионах ожидать не приходится.
Продолжая дискуссию о влиянии геополитических факторов на Центральноазиатский регион, руководитель отдела современной истории и международных исследований Института истории Академии наук Республики Узбекистан Мирзохид Рахимов сделал акцент на многостороннем формате сотрудничества России с республиками Центральной Азии.
«Взаимоотношения стран Центральной Азии и России развивались неравномерно и прошли ряд этапов. Несмотря на разногласия в позициях и оценках, тем не менее, им удалось добиться прагматичных результатов в сферах политического, экономического, военно-технического, образовательного и научно-культурного сотрудничества», - отметил узбекский эксперт.
Рахимов подчеркнул, что платформой для взаимодействия России и ЦА является общность вызовов, представляющих серьезную угрозу региональной и международной безопасности.
В то же время узбекский эксперт констатировал, что Россия нуждается в разработке ясной, открытой и долгосрочной стратегии в отношениях со странами Центральной Азии, в которой, помимо политической части, должны быть прописаны достойная культурно-гуманитарная составляющая и задачи по укреплению и расширению общественной дипломатии.