Армения ратифицировала Римский статут Международного уголовного суда, что днями ранее на уровне Кремля было названо «чрезвычайно враждебным» решением. Многие в Армении обеспокоены возможными ответными мерами Москвы, которые могут быть весьма разнообразными – от предупредительных до серьезных контрмер, имеющих экономический характер и способных весьма чувствительно повлиять на различные секторы армянской экономики, зависимость которой от России в последние несколько лет резко возросла.
В то время, когда официальный Ереван пытается заверить Москву, что ратификация не направлена против ее высших должностных лиц, а необходима для обеспечения безопасности Армении в конфронтации с Азербайджаном (для осуждения его военных преступлений), экономика с неохотой принимает на веру заверения армянского руководства.
Драм скатывается вниз
Первым пострадал финансовый сектор, где армянская национальная валюта после двухлетнего периода неуклонного укрепления резко начала утрачивать свои позиции, что эксперты называют следствием паники. Ее зарождение, по мнению специалистов, связано с двумя факторами: резким ухудшением военно-политической ситуации вокруг Арцаха, вплоть до его роспуска, и его отрезанием от экономической системы Армении, а также ожиданиями возможного изменения геополитического курса Еревана, которые не опровергаются правительством и не смягчаются действиями Центробанка.
Всего за две недели, по данным ЦБ, драм обесценился на 7% по отношению к доллару и на 5% по отношению к евро. Это данные ЦБ, однако картина на рынке иная – более мрачная. Девальвация драма в банках достигает до 10%, а обменные пункты вообще перестали продавать доллары. Паника на рынке, как правило, усугубляется еще и спекулятивными действиями финансовых агентов, а к ним часто присоединяются и граждане. В таких условиях, как правило, Центробанк переходит в наступление небольшими или масштабными интервенциями на валютном рынке, что, судя по данным СМИ, и планирует осуществить «главный банк» Армении.
На этом фоне стали поступать тревожные новости касательно сложностей проезда армянских фур через КПП "Верхний Ларс". Дальнобойщики столкнулись с проблемой провоза грузов в Россию из-за усиленных проверок качества армянского коньяка, сказал министр экономики Ваган Керобян, при этом отказавшись ответить на вопрос, связано ли это с ратификацией Ереваном Римского статута МУС.
Иными словами, пока сложно сказать, проблема действительно в качестве армянского конька или это жест со стороны Москвы. А пока на границе с Россией скопилось около 60 большегрузов с коньяком, которые ждут заключения экспертизы.
Москва введет точечные санкции?
Однако на этом тревожные новости не закончились. В Госдуме России не исключают возможность введения санкций в отношении парламентариев Армении, которые продвигали ратификацию Римского статута МУС и занимают русофобскую позицию. С таким заявлением, как сообщает РИА Новости, выступил первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа, тем самым подтвердив слухи о возможных точечных санкциях Москвы по отношению к представителям армянского политического руководства.
При этом многие в Армении, в том числе в правящих кругах, не уверены, ратификация Римского статута с последующим обращением Армении в МУС для осуждения военных преступлений азербайджанских военачальников, может как-то защитить Армению от внешней агрессии.
«Вы думаете азербайджанский военачальник при совершении военного преступления будет думать о том, чтобы не исполнять команду вышестоящих лиц с тем, чтобы его может быть через 10-15 лет не объявили военным преступником? Это просто смешно. Тем более даже если будет принят какой-то акт на уровне МУС, он все равно ничего не даст. Ведь другой суд ООН уже принял промежуточное решение о разблокировке Лачинского коридора. Было два таких решения. Коридор разблокировали? Нет, Азербайджан силой забрал весь Арцах, а к Баку даже одну санкцию не применили», - сетовал в беседе с нами источник в правящих кругах, желая остаться неназванным.
Ничего хорошего в конфронтации с Россией не ожидают не поддерживающие власть армянские политики, но многие из них уверены, что команда Пашиняна пойдет на жёсткую конфронтацию с Москвой, ибо в ней она нашла новый PR ресурс для сохранения власти.
«Вместо того, чтобы воспользоваться теми экономическими возможностями, которые открылись вследствие конфронтации России с Западом, когда многие небольшие государства, в том числе Армения, стали соединяющими звеньями новых торговых маршрутов, в Ереван решили идти по-другому, конфронтационному сценарию. Это очень опасный момент, мы имеем дело с трансформацией геополитического строя, международное право не действует. В таких условиях небольшие страны должны быть максимально осторожными. В таких условиях, нашей целью должно быть не остаться под завалами», - считает зампредседателя партии «Армянский национальный конгресс» Левон Зурабян.
Армения, за прошедшие полтора года, действительно резко поднялась на украинском кризисе. Переехавшие в Армению десятки тысяч российских релокантов со своим капиталом, быстро разработанные схемы «реэкспорта» товаров в Россию через Армению, в разы увеличили двусторонний торговый оборот, а в 2023 году впервые в истории экспорт из Армении превысил объемы импорта из России. Все это придало армянской экономике мощный импульс для роста. В результате, как метко отметил бывший вице-премьер Армении Ваче Габриелян, армянская экономика стала расти быстрее своего реального потенциала – то есть в двузначных цифрах.
«Судя по действиям армянских властей, мы больше не желаем использовать эти блага. Другими словами, вместо связующего звена или торгового моста, мы стремимся превратиться в полигон конфронтации между Россией и Западом. Команда Пашиняна именно к этому толкает Армению в роли поля прокси-войны», - считает Зурабян.
В поиске нового PR-ресурса
В действиях армянского руководства он видит в первую очередь внутриполитическое целеполагание, которое дорого обойдется Армении.
«Пашинян всегда ищет PR-ресурс для продления своей власти. Когда он только пришел к власти, он начал борьбу с предыдущими элитами, заговорил о внедрении переходного правосудия и провалил эту инициативу. Затем стал позиционировать себя в качестве бескомпромиссного лидера в карабахском вопросе, заявив «Арцах – это Армения и точка», что привело к войне и поражению. После этого он принял доминирующую роль России, декларировав об «эре мира», что помогло ему победить на досрочных выборах, но провалить мирный процесс с полной потерей Арцаха. Теперь он и его команда нашли новый PR-ресурс, это суверенитет Армении, якобы они его защитники. Вы понимаете, к чему это все приведет», - задался вопросом Зурабян.