Чем вызваны столь жесткие заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна против России? Насколько далеко может зайти кризис в отношениях между Арменией и Россией? Россия действительно хочет уйти из Южного Кавказа или будет пытаться сохранить свое присутствие в регионе?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог Грант Микаелян.
Чем вызваны столь жесткие заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна против России в интервью газете La Repubblica?
Учитывая, что отношения это всегда двусторонняя история, попробуем рассмотреть эти заявления с двух сторон. Какова доля истины в словах Пашиняна? В действительности, многие из его слов манипулятивны, искажают объективную реальность, но есть и факты: нейтралитет России во всех фактах агрессии Азербайджана против Армении и Арцаха. Россия не борется с иностранными антироссийскими сетями влияния на Южном Кавказе, не распространяет альтернативных нарративов, игнорирует многие антироссийские шаги Алиева и Эрдогана, ограничиваясь лишь критикой в адрес Армении (но не Пашиняна).
При этом, официальные лица заявляют, что будут рассматривать решения Армении и Азербайджана и реагировать уже на них. В Армении существует два нарратива относительно кавказской политики России - либо то, что Россия не имеет политики на Южном Кавказе, либо то, что Россия находится в сговоре с Турцией. Второй нарратив активно поддерживается западными СМИ и прозападными спикерами. У России никаких контрнарративов в отношении собственной политики нет.
Насколько далеко может зайти кризис в отношениях между Арменией и Россией? «Точка невозврата» уже пройдена?
В российских провластных медиа во всех спорных с Азербайджаном ситуациях обвиняют Армению, игнорируют геноцид арцахского населения, несмотря на то, что там присутствуют российские миротворцы. Этот факт уже многое говорит о российской политике. То же самое можно сказать и об армянских провластных медиа, которые заняли антироссийскую позицию. Это косвенные признаки неадекватности сложившейся ситуации и исчерпанности отношений на нынешнем этапе.
Однако говорить о какой-либо точке невозврата вряд ли имеет смысл. В России могут смениться приоритеты, особенно учитывая, какую политику стал проводить Эрдоган по отношению к России после переизбрания. В Армении может смениться власть, могут измениться внешние обстоятельства. Но ухудшение отношений уже зашло очень далеко, и, несмотря на все ошибки и неправильные действия Пашиняна, обвинять в этом только его невозможно - уж сильно неравновесны страны.
Россия действительно хочет уйти из Южного Кавказа, как об этом заявил в интервью Никол Пашинян? Или будет пытаться сохранить свое присутствие в Армении и в целом в регионе?
Есть ощущение, что в России, как всегда, игнорируются проблемы до их критического разрастания, чтобы потом в авральном режиме искать решения, которые уже будут запоздалыми, и уже далеко не все возможно будет исправить.
Айк Халатян