Будет ли Россия пытаться занять иную позицию в переговорном процессе, отличную от Запада и достигнутых при его посредничестве договорённостей? Как Россия противодействует политике Запада и Турции по её вытеснению из Армении и в целом из Южного Кавказа?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил ведущий аналитик АННИО «Институт психолого-экономических исследований» (Россия) Армен Айрапетян.
Комментируя переговоры между Ереваном и Баку в МИД РФ заявили, что «наспех подготовленный, сырой мирный договор между Арменией и Азербайджаном не принесёт устойчивого мира в регион». При этом Запад как раз наоборот, предлагает поскорее заключить мирный договор с признанием Арцаха в составе Азербайджана, чтобы вытеснить Россию из региона. Означает ли это, что Москва будет пытаться занять иную позицию в переговорном процессе, отличную от Запада и достигнутых при его посредничестве договорённостей?
У России и Запада в регионе разные цели. В отличие от ЕС и США Россия непосредственно граничит с Южным Кавказом. Положение дел здесь влияет на ситуацию, как минимум, на российском Северном Кавказе, а с учётом характера расселения армянской и азербайджанской диаспор по территории России, то и на всю страну. Поэтому России важно заключение не просто формального документа между Ереваном и Баку, а такого, который бы установил прочный мир на Южном Кавказе.
С учётом накопившихся проблем между Арменией и Азербайджаном «быстрый мир» таких фундаментальных основ установить не может, потому что будет заключён в основном за счёт уступок армянской стороны и фактически будет для Еревана означать капитуляцию. Многие положения такого мира, который предлагается сегодня Армении при посредничестве Запада, только лишь обогащают конфликтный потенциал в регионе, причём на бытовом уровне.
Россия не может на такое согласиться, поскольку для неё такой «сырой», как недавно был назван в российском МИДе, «мир» несёт угрозы безопасности. Поэтому у России своё собственное видение как ответственного посредника в нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Эти две страны не просто соседствуют с Россией, а имеют с ней много экономических, социальных, личных, неразрывных культурных связей. И Ереван, и Баку в равной мере важны для Москвы. У России очень сложная задача помирить соседей таким образом, чтобы не ухудшить отношения с каждым из них, а желательно даже укрепить.
В МИД РФ отмечают, что важнейшей темой в переговорном процессе является «проблематика обеспечения безопасности и соблюдения общепризнанных прав армянского населения Нагорного Карабаха в рамках правового поля Азербайджана». Но в «правовом поле Азербайджана» не предусмотрен даже автономный статус Нагорного Карабаха. В таком случае, чем подход России к переговорам отличается от подхода Запада? Тем более что при посредничестве Запада переговорный процесс пришёл к этой ситуации как раз с целью вытеснить Россию из региона.
К сожалению, отсутствие статуса для Арцаха как переговорная позиция Азербайджана, похоже, по умолчанию поддержанная европейской и американской дипломатиями, представляет собой результат, с одной стороны поражения в 44-дневной войне, а с другой - согласия Еревана на те договорённости, которые были достигнуты осенью прошлого года на Саммите Европейского политического сообщества в Праге. Это были последствия выбора армянским руководством европейской площадки переговорного процесса с Баку. Это часть того пакета уступок, которые должна сделать Республика Армения для скорейшего заключения мирного договора при посредничестве Запада.
Российский подход в целом остаётся прежним и изложен в трёхсторонних заявлениях президента России, премьер-министра Армении и президента Азербайджана: взаимовыгодная разблокировка транспортных маршрутов в регионе, делимитация и демаркация государственной границы, как основы для мирного договора между странами. В подписанных при российском посредничестве документах вопрос статуса Арцаха отложен, потому что на текущий момент реальных альтернатив силовому решению конфликта нет, однако данный путь абсолютно неприемлем для России не только как реальное действие, но даже как теоретический вариант.
МИД России заявил, что Запад пытается навредить российско-армянскому партнерству, вытеснить Россию из региона. Нужно отметить, что по мнению многих армянских экспертов, Россия уступает свои позиции в Армении и в целом регионе Западу и Турции. Как Россия противодействует этому? Как Вы оцените политику Москвы в регионе?
Россия действует в реальной среде: российский миротворческий контингент осуществляет свою миссию в Арцахе, разминирует и патрулирует территорию в рамках зоны своей ответственности, представляет собой, по сути, единственную гарантию безопасности для местного населения. Продолжается российско-армянское сотрудничество по ряду векторов, направленное на урегулирование ряда проблем с логистикой, продолжаются встречи в рамках двусторонней межправительственной комиссии, работа в трёхстороннем формате Россия-Армения-Азербайджан на уровне вице-премьеров, глав МИД и т.д.
Если отталкиваться от того, что происходит в информационном поле, то, действительно, может сложиться впечатление вытеснения России из региона и ослабления её позиций в Армении. Правда следует заметить, что Турция и страны Запада, действительно, усилили свою активность не только в информационном поле, но и в некоторой степени на земле, например, решение Канады открыть в Ереване посольство и присоединиться к деятельности наблюдательной миссии ЕС в Сюникской области. Но в отличие от Запада Россия делает больше реальных действий, продолжая вести тяжёлые переговоры о разблокировке Лачинского коридора, не подыгрывая Азербайджану в деле легитимации альтернативных маршрутов в виде Агдамской дороги и не предлагая «сырых» по своей сути мирных соглашений, отягощающих ситуацию в регионе. Основной ресурс Москвы политико-дипломатический, возможности которого ещё не исчерпаны.
Айк Халатян